Выбрать страницу
Законодательство Гонконга
Сентябрь 2017
Закон о финансировании борьбы с отмыванием денег и противодействия терроризма

Закон о финансировании борьбы с отмыванием денег и противодействия терроризма

Введение

Принимая во внимание международные обязательства Гонконга в соответствии с рекомендациями Целевой группы по финансовым мероприятиям (FATF), Бюро финансовых услуг и казначейства Гонконга (FSTB), которые предложили внести поправки в законодательство по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма (AMLO) (глава 615). После консультаций по предложениям, опубликованным в январе, и последующих ответов заинтересованных сторон, которые были опубликованы в апреле, правительство опубликовало законопроект 2017 «О борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма» (Законопроект) в газете 23 июня. Законопроект был внесен в Законодательный совет 28 июня и, при условии принятия законопроекта, вступит в силу 1 марта 2018 года.

Поправки в основном связаны с требованием для указанных нефинансовых организаций и специалистов (УНФПС) о проведении обязательной процедуры дью-дилидженс для клиентов (ДДК) и требований учёта. Законопроект отражает первоначальные консультации по предложениям и ответы на консультациях, в которых проявилась широкая поддержка совершенствованию правительством мер по борьбе с отмыванием денег и борьбе с терроризмом (AML) / (CTF) в Гонконге

Улучшение регулирования борьбы с отмыванием денег в отношении нефинансовых организаций и специалистов

Сфера охвата

Законопроект будет расширен в Приложении 2 в отношении AMLO и будет касаться юристов, специалистов по бухгалтерскому учету, агентов по операциям с недвижимостью, доверенных поставщиков, а также трастовых фондов и структур по обслуживанию компаний (TCSP) так, что к УНФПС будут применяться нормативные требования КДД и учёт документации при участии в указанных сделках. С применением Приложения 2, процедура ДДК для ОНФПП будет включать в себя идентификацию и проверку личности клиентов при установлении деловых отношений, проведении транзакций выше порога в размере HK$120,000 в случае, если есть подозрения в отмывании денег и/или финансировании терроризма или в случае, если имеют место быть сомнения в достоверности ранее полученных идентификационных данных клиента. УНФПС будет определяться следующим образом1:

  1. Агенты по недвижимости при участии в сделках от лица клиентов в отношении покупки и продажи недвижимости в Гонконге;
  2. Адвокаты и бухгалтеры при подготовке или осуществлении транзакции для своих клиентов в отношении:
    1. Покупки или продажи недвижимости;
    2. Управлении денежными средствами, ценными бумагами или другими активами клиента;
    3. Управлении банковскими счетами, сбережениями или ценными бумагами;
    4. Организации взносов для создания, эксплуатации или управления компаниями;
    5. Создании, эксплуатации или управлении юридическими лицами или договоренностями; и
    6. Покупки или продажи коммерческих предприятий;
  3. TCSP при подготовке или осуществлении транзакций для клиента в отношении —
    1. Формировании компаний или других юридических лиц;
    2. Деятельности от имени другого лица в качестве директора или секретаря компании, партнёра, партнёрства или аналогичной должности в отношении других юридических лиц;
    3. Предоставлении зарегистрированного офиса, адреса, корреспонденции, административного адреса или других соответствующих услуг для компании, товарищества или любого другого юридического лица или соглашения; и
    4. Действии или распоряжении от имени другого лица в качестве доверительного управляющего по прямому доверию или аналогичному правовому соглашению, а также номинального акционера для физического лица, не являющегося компанией в случае, если ценные бумаги размещены на признанном фондовом рынке.

AMLO будет переименован в постановление о борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма2.

Применительно к «юристам», закон не распространяется на «штатных» юристов, которые предоставляют юридические консультации своим работодателям в качестве штатного сотрудника согласно определению FATF для юристов, партнёров или нанятых специалистов в профессиональных фирмах. Это не включает в себя «штатных» специалистов, которые являются сотрудниками других видов бизнеса, а также для специалистов, работающих в государственных учреждениях, к которым могут применяться меры AML/CTF.

Дилеры драгоценных металлов и камней не будут регулироваться в соответствии с AMLO, поскольку по итогам оценки полиции Гонконга был сделан вывод о том, что данный сектор не создает непреодолимых рисков в институциональной структуре AML/CTF в Гонконге. Продавцы вин и произведений искусства также выходят за рамки, определённые УНФПС. В то время как определение «казино» согласно FATF явно не охватывает салоны маджонг или Жокейский клуб Гонконга, Бюро финансовых услуг и казначейства Гонконга отмечает, что они не были классифицированы FATF в качестве «казино» в третьем раунде совместной оценки. 

Подход, основанный на оценке рисков, в отношении мер ДДК

Бюро финансовых услуг и казначейства Гонконга (FSTB) предлагает, чтобы УНФПС позволили гибко применять упрощенный ДДК при работе с указанными клиентами или продуктами в ситуациях с низким уровнем риска. Ожидается, что к УНФПС будут применяться обычные меры ДДК при нормальных условиях и усиленные меры ДДК при работе с клиентами, представляющими высокие риски отмывания денег / финансирования терроризма.

Если иное не предусмотрено в законодательстве по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма (AMLO), УНФПС должны предпринять следующие предусмотренные меры ДДК при обычных обстоятельствах:

  1. Идентификация клиента или любого лица, намеревающегося действовать от лица клиента;
  2. Проверка личности клиента с использованием документов, данных или информации из надежного независимого источника;
  3. Идентификация бенефициарного владельца, если таковой имеется, и принятие разумных мер для проверки личности бенефициарного владельца;
  4. Понимание структуры собственности и контроль клиентов, которые являются юридическими лицами или трастами (или связаны другими аналогичными соглашениями); и
  5. Получение информации в отношении целей и предполагаемого характера деловых отношений.

УНФПС также необходимо провести процедуру дью-дилидженс для детального анализа транзакций, чтобы убедиться, что они соответствуют их знаниям о клиентах, бизнесу и профилю рисков, а также обеспечить своевременно идентифицировать соответствующие документы и данные.

Поскольку УНФПС могут иметь разные возможности и опыт при соблюдении чувствительного к риску подхода, Бюро финансовых услуг и казначейства Гонконга (FSTB) включит специальное положение3 в AMLO, позволяющее регулирующим органам выпускать рекомендации для отрасли, которые они считают подходящими при реализации требований Положения 2. Что касается сделок с недвижимостью, FSTB считает разумным принятие предусмотренных законом ДДК мер, которые могут возникнуть не на стадии рассмотрения собственности, а только тогда, когда сделка действительно имеет место, как это предусмотрено при подписании предварительного соглашения о купле-продаже.

Требование о ведении документации

В настоящее время AMLO требует от финансовых учреждений ведение документации, как то идентификационные данные, файлы учетных записей, деловая переписка и учёт транзакций сроком на шесть лет. УНФПС подчиняются тому же требованию, когда они попадают под регулирование AMLO.

Назначение регулирующего органа

FSTB предлагает использовать существующие режимы регулирования применительно к юристам, бухгалтерам и агентам по недвижимости в соответствии с Постановлением о практикующих юристах (LPO) (глава 159), Указом о профессиональных бухгалтерах (PAO) (глава 50) и Указом об агентах недвижимости (EAO) (глава 511) соответственно 4 для обеспечения соблюдения процедуры ДДК и требований учета. Юридическое сообщество Гонконга (LSHK), Гонконгский институт дипломированных общественных бухгалтеров (HKICPA) и Агентство по управлению имуществом (EAA) будут осуществлять официальный надзор и обеспечивать соответствие своих требованиям AMLO. При несоблюдении требований будут осуществляться действующими механизмами в соответствии с тремя Постановлениями, касающимися профессиональных правонарушений.

Что касается структур по обслуживанию компаний (TCSP), в настоящее время не существует нормативного режима регулирования для фирм и корпораций, предоставляющих трастовые услуги или услуги по учреждению компаний в Гонконге. FSTB предлагает ввести режим лицензирования для обеспечения соблюдения ДДК и требований учёта для TCSP, а также создать реестр компаний как для лицензированных лиц5.

Функции контроля

FSTB предлагает, чтобы LSHK, HKICPA и EAA продолжали полагаться на применяемые дисциплинарные и санкционные меры в случаях несоблюдения AMLO. Предлагаемые УНФПС регуляторы уже уполномочены для проведения расследований в соответствии с Постановлениями FSTB также предлагает, чтобы соответствующие органы были уполномочены издавать руководящие принципы для УНФПС в соответствии с их положениями для обеспечения чёткого руководства по соблюдению требований. Отдельные органы будут составлять свои собственные отраслевые руководящие принципы для охвата мер, относящихся к их соответствующим регулируемым секторам. FSTB не будет предоставлять полномочия по проверке и поиску LSHK, HKICPA и EAA, принимая во внимание обеспокоенность многих респондентов-консультантов. FSTB не считает необходимым применение дополнительных уголовных санкций.

Режим лицензирования для TCSP

FSTB предлагает создать режим лицензирования для TCSP, в соответствии с которым любому лицу, предоставляющему трастовые или корпоративные услуги, необходимо наличие лицензии в реестре компаний. Провайдеры трастовых и корпоративных услуг будут выполнять ДДК и требования учёта, предусмотренные Приложением 2 AMLO. Предлагаемый режим лицензирования для TCSP будет регулироваться новой Частью A закона по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма (AMLO).

Бюро регистрации компаний будет иметь право предоставлять, продлевать, отказывать, приостанавливать или отзывать лицензию, а также налагать или изменять условия лицензии. Бюро регистрации компаний будет рассматривать следующие факторы при обработке заявкок –

  1. Тест на пригодность;6
  2. Наличие свидетельства о регистрации бизнеса;
  3. Оплата за получение / продление лицензии; и
  4. Другие соответствующие факторы, связанные с риском отмывания денег или финансирования терроризма для TCSP.

Бюро регистрации компаний будет иметь право назначать авторизованное лицо для осуществления полномочий в отношении TCSP при проведении расследований и изъятия при наличии ордера, выданного судом. 7 Бюро регистрации компаний будет также уполномочено устанавливать нормативные положения в отношении порядка подачи заявки на получение лицензии. Предоставление или продление лицензий TCSP будет облагаться определенной пошлиной. Бюро регистрации компаний необходимо будет вести общедоступный реестр лицензиатов для TCSP8.

Область применения, исключения и определения

Бюро финансовых услуг и казначейства Гонконга (FSTB) предлагает освободить уполномоченные учреждения и лицензированные корпорации, которые предоставляют услуги TCSP не в качестве их основной операционной деятельности (например, как внутренняя услуга для клиентов) в соответствии с требованиями лицензирования. Такие авторизованные институты и лицензированные корпорации уже подлежат обязательному проведению процедуры ДДК и нормам ведения учёта в соответствии с AMLO Управления денежного обращения Гонконга и Комиссии по ценным бумагам и фьючерсам, соответственно.

Что касается юристов и бухгалтеров, которые участвуют в бизнесе TCSP, то FSTB предлагает рассмотреть их дела по тому же принципу, чтобы избежать двойного регулирования. Для бухгалтеров и юристов, предоставляющих услуги TCSP, поскольку они находятся в компетенции HKICPA и LSHK, FSTB не видит необходимости в получении лицензии. Если бухгалтеры и юристы осуществляют свою деятельность TCSP с лицами, не являющимися бухгалтерами или юристами, им необходимо будет получить лицензию TCSP из реестра компаний. В этом случае директорам или партнёрам, не являющимся юристами / партнёрами / конечными владельцами организаций TCSP, необходимо удовлетворять тесту на пригодность, а также дисциплинарным процедурам, осуществляемым в Бюро регистрации компаний. Их коллегам бухгалтерам / юристам необходимо будет по-прежнему удовлетворять требованиям и проходить дисциплинарные процедуры HKICPA или LSHK.

FSTB зарезервирует соответствующие полномочия в законодательстве для секретарей финансовых услуг, чтобы предоставить дополнительное освобождение определённым TCSP.  

Тест на пригодность

Тест на пригодность включает в себя рассмотрение записей о правонарушениях и банкротстве заявителя (для физических лиц), любых конечных владельцев или партнёров / директоров / акционеров (в случае партнерства / юридических лиц). Если заявителем является корпорация, в тесте также будет рассмотрен вопрос о том, находится ли она в процессе ликвидации или арбитража, а также любое несоблюдение требований в соответствии с AMLO и руководящими принципами, выпущенными Бюро регистрации компаний9. Бюро регистрации компаний будет иметь право отозвать или приостановить действие лицензии в случае, если заявитель или конечный владелец больше не удовлетворяет тесту на пригодность.

Переходный период

FSTB включит в законопроект соответствующее положение в отношении того, что заявитель для лицензии TCSP будет считаться действующим и лицензированным со дня подачи заявки в реестр компаний. С учётом положения о продолжительность переходного периода не будет иметь большого значения для существующих операторов TCSP, кроме того, что они должны будут подать заявку в течение данного периода. Однако FSTB продлит переходный период от 90 дней до 120 дней 10, начиная с даты вступления в силу части 5A, чтобы облегчить переход существующих операторов TCSP в режим лицензирования. Лицензиат может продлить лицензию, обратившись в реестр компаний не позднее, чем за 60 дней до истечения срока действия лицензии, как указано в разделе 53K законопроекта.

Срок действия лицензии TCSP

Лицензия TCSP будет действительна в течение трех лет и будет продлена по заявке11.

Санкции в отношении TCSP

Несоблюдение лицензированными TCSP установленной процедуры ДДК и требований учёта является правонарушением. В этом случае к TCSP будут применены санкции, включая публичный выговор, распоряжение об устранении нарушения и денежный штраф, не превышающий HK$500 000. Это соответствует максимальному уровню административных санкций, которые могут быть примененыы против юристов и бухгалтеров. FSTB не намерено вводить уголовные наказания за любое несоблюдение TCSP установленной законом процедуры ДДК и ведения учёта. Деятельность без наличия действующей лицензии является уголовным преступлением в соответствии с разделом 53F законопроекта. При вынесении пригвора нарушитель может облагаться штрафом на уровне 6 (максимум HK$100 000) и лишением свободы на срок шести месяцев. Лицо также совершает преступление в случае, если лицо, связанное с заявкой на получение или продление лицензии, делает ложное или вводящее в заблуждение заявление. При вынесении обвинительного приговора такое лицо несёт ответственность в виде штрафа уровня 5 (HK$50,000) и тюремного заключения сроком в шесть месяцев12.

Обжалование – Трибунал по рассмотрению жалоб

FSTB предлагает внести поправки в Часть 6 AMLO для расширения области применения рассматриваемых решений Трибунала по рассмотрению апелляций по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма (финансовых институтов) для будущих решений, принятых Бюро регистрации компаний при осуществлении лицензирования и режима для TCSP13. Трибунал будет переименован в Апелляционный трибунал по борьбе с отмыванием денег и борьбе с терроризмом (Anti-Money Laundering and Counter-Terrorist Financing Review Tribunal), чтобы отразить расширенную область применения.

Порог для определения бенефициарного владельца

После принятия AMLO в 2012 году, порог для определения «бенефициарного владельца» был установлен на уровне «не менее 10%». Последнее требование FATF и преобладающая практика других юрисдикций диктуют порог «более 25%». Законопроект устранит 10% порог для ситуаций высокого риска и примет порог более 25%. 14

Другие предложения

Раздел 18 Приложения 2 AMLO был изменён и теперь позволяет иностранному финансовому учреждению той же материнской группы финансового учреждения работать в качестве посредника при выполнении требований «AML/CTF» для финансовых учреждений.

Законопроект также предлагает удалить «пункт о закате» (“sunset clause”) в AMLO. После осуществления законопроекта финансовые учреждения смогут полагаться на солиситоров, бухгалтеров, лицензиатов TCSP и других финансовых учреждений в качестве посредников для выполнения требований «AML/CTF».

1 Законопроект о борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма 2017, Часть 2, Пункт 25 

2 Закон, Часть 2, Пункт 3 & Пункт 4

3 Закон, Пояснительная записка, параграф 9

4 Закон, Часть 2, Пункт 8 (11)

5 Закон, Пояснительная записка, параграф 4

6 Закон, Часть 2, Пункт 18, 53H

7 Закон, Часть 2, Пункт 18, 53ZF

8 Закон, Часть 2, Пункт 18, 53D

9 Закон, Часть 2, Пункт 18, 53I

10 Закон, Часть 2, Пункт 18, 53ZQ (5)

11 Закон, Часть 2, Пункт 18, 53O (1)

12 Закон, Часть 2, Пункт 6 (16)

13 Закон, Часть 2, Пункт 20

14 Закон, Часть 2, Пункт 14

Данная новостная рассылка предоставляется исключительно в информационных целях.

Содержание данной статьи не является юридической консультацией и не может рассматриваться в качестве подробной рекомендации.
Передача или получение этой информации не подразумевают и не являются фактом установления законных взаимоотношений между Charltons и пользователем либо наблюдателем.
Charltons не несет ответственности за какие-либо информационные материалы третьей стороны, доступ к которым может быть получен через сайт.

Если Вы не желаете получать новостную рассылку, пожалуйста, сообщите об этом по электронной почте: unsubscribe@charltonslaw.com

Лучшая юридическая бутик-компания по сопровождению сделок 2020 года
по версии Asian Legal Business Awards

ADDRESS

Dominion Centre,12th Floor
43-59 Queen’s Road East
Hong Kong

Тел: + (852) 2905 7888
Факс + (852) 2854 9596
www.charltonslaw.ru