Выбрать страницу
Законодательство Гонконга
Июнь 2020
Заключения по итогам консультаций о рынке бездокументарных ценных бумаг, размещенных на HKEx

Заключения по итогам консультаций о рынке бездокументарных ценных бумаг, размещенных на HKEx

Заключения по итогам совместных консультаций[1] о рынке бездокументарных ценных бумаг были опубликованы в апреле 2020 года. Первоначальные предложения были изложены в Консультационном документе (Консультационный документ), выпущенном совместно Комиссией по ценным бумагам и фьючерсам (SFC), Гонконгской фондовой биржей (HKEx) и Федерацией регистраторов акций (FSR) (вместе — регулирующие органы) в январе 2019 года. Обобщение изначальных предложений консультационных документов смотрите в бюллетене Charltons за март 2019 года.

В настоящее время в Гонконге требуются бумажные документы для подтверждения и передачи права на некоторые ценные бумаги, включая акции. В результате большинство инвесторов используют Центральную клиринговую и расчетную систему (CCASS) для хранения и передачи своих котируемых ценных бумаг. Котируемые ценные бумаги являются «иммобилизованными» и хранятся на имя единственного лица — HKSCC Nominees Limited (HKSCC-NOMS). В системе CCASS инвесторы владеют и передают только свои выгодные интересы в ценных бумагах, а не юридическое право собственности на них.

Предлагаемая модель бездокументарного рынка ценных бумаг в Гонконге (Пересмотренная модель) позволит инвесторам владеть ценными бумагами от своего имени и без бумажных документов. Большинство респондентов в Консультационном документе в целом поддержали предложенную пересмотренную модель.

Теперь регулирующие органы будут дорабатывать модель, включая более технические функции, и намерены внедрить нормативную базу с 2022 года. Для этого потребуются поправки к правилам и процедурам Гонконгской фондовой биржи (SEHK) и Гонконгской клиринговой компании ценных бумаг (HKSCC) и уставные изменения. В ближайшие месяцы регуляторы продолжат обсуждения с заинтересованными сторонами.

Рынок бездокументарных ценных бумаг нацелен на улучшение выбора и защиту инвесторов, а также повышение эффективности и конкурентоспособности. Существующая система бумажных документов влечет за собой финансовые и временные затраты на осуществление передачи законных прав собственности. В соответствии с действующей системой инвесторы должны выбирать между (i) усилением защиты прав акционеров и правами владения ценными бумагами в бумажной форме на свое имя, и (ii) повышенным удобством владения ценными бумагами в CCASS, которые зарегистрированы на имя HKSCC-NOMS.

Пересмотренная модель будет работать в рамках новой системы, которая будет введена вместо CCASS (система HKEX). Система HKEX сохранит роль центрального лица (владельца) и позволит инвесторам держать ценные бумаги от своего имени в бездокументарной форме. Система HKEX и Система утвержденных регистраторов акций будут связаны электронным способом для поддержки переводов в систему HKEX и из нее. Хотя центральная структура номинальных держателей предлагает особый вариант для инвесторов, которые предпочитают держать ценные бумаги от имени номинального держателя, регулирующие органы надеются, что со временем инвесторы станут лучше знакомы с условиями на рынке бездокументарных ценных бумаг, и станут более расположенными к идее держать ценные бумаги от их собственного имени.

Пересмотренная модель для бездокументарного рынка ценных бумаг Гонконга

Пересмотренная модель сохранит текущую номинальную структуру, чтобы инвесторы могли держать ценные бумаги через систему HKEX. Ценные бумаги будут зарегистрированы на имя HKSCC-NOMS, и инвесторы будут иметь бенефициарный интерес только в отношении ценных бумаг. Три типа счетов в CCASS будут продолжать действовать:

  1. Счета CP — счета, на которых хранятся ценные бумаги нескольких инвесторов, которые открываются и управляются клиринговым участником или участником-хранителем в CCASS (CP);
  2. SSA (разделенные на акции счета с сервисом выписок) — счета, на которых хранятся ценные бумаги конкретного инвестора, которые открыты и управляются участником-хранителем; и
  3. Счета IP — счета, открытые и управляемые инвестором, допущенные HKSCC в качестве участника инвестора (IP), на которых находятся собственные ценные бумаги участника инвестора).

В настоящее время инвесторы могут держать ценные бумаги от своего имени, но только в документарной форме и вне CCASS. В соответствии с пересмотренной моделью, также появятся новая функция «USS» и новая функция «USI», которые позволят инвесторам держать ценные бумаги от своего имени и в бездокументарной форме.

Инвесторы будут иметь следующие варианты в рамках пересмотренной модели:

  1. владеть бездокументарными ценными бумагами через счета CP, SSA или IP. Ценные бумаги будут зарегистрированы на имя HKSCC-NOMS, и инвесторы будут иметь бенефициарный интерес, но не юридическое право собственности на ценные бумаги;
  2. владеть бездокументарными ценными бумагами от своего имени и управлять ими напрямую, связываясь с эмитентом или регистратором акций эмитента (функция USI); или
  3. владеть бездокументарными ценными бумагами от своего имени и управлять ценными бумагами косвенно через участника клиринга или хранения и систему HKEX (функция USS).

Инвесторы могут также хранить ценные бумаги в документарной форме в течение ограниченного периода времени.

Утвержденные регистраторы акций будут нести ответственность за подтверждение и осуществление передачи правового титула на ценные бумаги в бездокументарной форме. Владельцы USI и USS будут зарегистрированы как владельцы бездокументарных ценных бумаг в реестрах участников.

Держатели по функциям USS и USI должны быть юридическими лицами. Фонд, который структурирован как юридическое лицо, может быть держателем USS/USI. Однако, если фонд структурирован в не корпоративной форме (такой как траст), лицо, владеющее активами фонда (например, доверенное лицо), может быть держателем USS/USI. Зарегистрированные держатели ценных бумаг (включая держателей USS) могут быть номинальными держателями ценных бумаг в доверительном управлении и не обязаны быть конечным бенефициарным владельцем. В консультативных заключениях поясняется, что от эмитентов фондов (например, ETF) не потребуется предлагать своим акционерам (или владельцам прав собственности на ценные бумаги) возможность вывести свои акции или доли из CCASS и зарегистрировать их на свое имя. Основное отличие от первоначальных предложений заключается в том, что функция USS будет доступна как розничным, так и институциональным инвесторам.

Рынок бездокументарных ценных бумаг

Основное возражение респондентов в рамках консультаций, выступивших против пересмотренной модели, заключалось в том, что она не позволяет инвестору держать ценные бумаги от своего имени в системе HKEX. Это означает, что инвесторы, владеющие ценными бумагами от своего имени (и, следовательно, за пределами системы HKEX), которые хотят совершать сделки, совершенные на SEHK, должны сначала переместить свои ценные бумаги в систему HKEX, передав их HKSCC-NOMS, что повлечет за собой временные и денежные затраты. С другой стороны, инвесторы, которые предпочитают владеть ценными бумагами в системе HKEX, будут иметь только бенефициарные права на свои ценные бумаги, и на них будут распространяться сложные процедуры корпоративных коммуникаций и осуществления прав голоса, и они не будут пользоваться всеми правами акционеров, такими как номинирование директоров.

Регуляторы не сочли эти обстоятельства чрезмерно проблематичными. В соответствии с пересмотренной моделью будет введено электронное взаимодействие между системой HKEX и системой каждого утвержденного регистратора акций, что позволит инвесторам эффективно перемещать свои ценные бумаги в систему HKEX и из нее, передавая их HKSCC-NOMS и получая обратно. Кроме того, инвесторы могут держать свои ценные бумаги от своего имени, и регулирующие органы не считают, что тот факт, что они не могут сделать это в рамках системы HKEX, является сдерживающим фактором. Кроме того, некоторые инвесторы могут держать ценные бумаги через номинанта (другого лица) в качестве бенефициарных владельцев. Помимо модели рынка бездокументарных ценных бумаг, регуляторы рассматривают инициативы по усилению позиции бенефициарных владельцев, владеющих ценными бумагами через систему CCASS/HKEX.

В Консультационном документе было предложено, чтобы инвесторы, которые стремятся держать бездокументарные ценные бумаги от своего имени, могли сделать это через функции USI или USS. Регулирующие органы разъяснили, что при использовании термина «счет» они не подразумевают, что ценные бумаги будут «находиться на хранении» или «храниться под ответственностью» спонсирующего участника-хранителя/утвержденного регистратора акций, а вместо этого предлагаются функции USS и USI — это два варианта управления бездокументарными ценными бумагами, которые хранятся на имя инвестора. Соответственно, регуляторы решили использовать терминологию USS/USI «функция» или «услуга» (вместо «USS/USI «счет»), чтобы избежать путаницы.

Регуляторы не считают, что пересмотренная модель влияет на обязательства акционеров в рамках SFO, включая часть XV, касающуюся обязательств по раскрытию интересов или требований SFC по утверждению для крупных акционеров лицензированных корпораций.

Функция USS

Инвесторы, выбравшие функцию USS, смогут хранить свои ценные бумаги на свое имя в бездокументарной форме и должны косвенно управлять своими ценными бумагами, общаясь с эмитентом/утвержденным регистратором акций через спонсора-участника и систему HKEX.

В консультативном документе было предложено, чтобы функция USS была доступна только институциональным инвесторам, тогда как функция USI была бы доступна всем инвесторам. По результатам полученных ответов при проведении консультаций теперь предлагается, чтобы все инвесторы могли использовать как функцию USS, так и функцию USI. Однако, учитывая обеспокоенность по поводу того, что посредникам может быть сложно оперативно предлагать услуги USS розничным инвесторам, посредники не обязаны предлагать такие услуги.

Соглашения, касающиеся функции USS, будут задокументированы и урегулированы: (i) правилами системы HKEX, которые будут обязательными для HKSCC и участников HKSCC (включая спонсирование участников-хранителей и участников-регистраторов), и (ii) соглашениями о спонсорстве, которые будут заключаться между спонсирующим участником-хранителем и каждым из держателей USS (эти соглашения должны включать определенные предписанные условия, изложенные в правилах системы HKEX).

Спонсирующие участники-хранители, выступающие в качестве посредников, должны будут выполнять процедуры открытия счета (такие как проверки KYC) для всех клиентов, включая держателей USS. Ожидается, что спонсирующие участники-хранители предложат различные услуги для поддержки связи между держателями USS и эмитентом/его утвержденным регистратором акций. Спонсирующие участники-хранители передают соответствующие данные инвестора через систему HKEX соответствующему утвержденному регистратору акций, который затем вносит соответствующую информацию в реестр участников.

Определенные процессы и коммуникации будут производиться через спонсоров-участников и систему HKEX:

  • переводы бездокументарных ценных бумаг держателей USS, даже если оплата не производится;
  • дематериализация ценных бумаг держателей USS в бездокументарную форму;
  • распределения прав среди держателей USS, включая ценные бумаги или денежные дивиденды, выплаты процентов, выкупные доходы, права, премиальные ценные бумаги и другие объекты собственности;
  • предоставление инструкций держателей USS относительно вопросов корпоративных действий, например, прав, полномочий и назначений доверенных лиц; и
  • подача заявлений потенциальными держателями USS на IPO ценных бумаг утвержденному регистратору акций, а также сбор и возврат соответствующих денежных средств.

Держатели USS будут регулярно получать выписки о своих зарегистрированных владениях в электронной форме от своего спонсирующего участника-хранителя через систему HKEX и электронное подтверждение успешного размещения или передачи бездокументарных ценных бумаг на свое имя.

Эмитент или его утвержденный регистратор акций могут направлять определенные документы непосредственно держателям USS, такие как регулярные отчеты, включая годовые, промежуточные, квартальные и сводные отчеты, а также уведомления и циркуляры.

HKEx и утвержденные регистраторы акций должны обеспечивать безопасность, надежность своих систем, а также применять меры на случай непредвиденных обстоятельств. Эти системы, которые имеют жизненно важное значение в условиях рынка бездокументарных ценных бумаг, будут подвергаться регулирующему надзору SFC.

Денежные платежи, связанные с корпоративными действиями (например, выплатой дивидендов), будут зачислены непосредственно на указанный банковский счет держателя USI. Регулирующие органы консультировались с рынком в отношении выплаты денежных пособий держателям USS. Поскольку большинство респондентов указали предпочтение в отношении выплаты денежных средств спонсирующему участнику-хранителю от имени держателя USS, регуляторы стремятся это реализовать, например, предоставляя эмитентам возможность проверять полномочия спонсора-хранителя. Тем не менее, регуляторы не считают целесообразным требовать, чтобы платежи всегда вносились спонсирующему участнику-хранителю, и вместо этого рассматривают это как решение, которое должно быть принято держателями USS и спонсорами-опекунами совместно.

В заключениях по итогам консультаций также уточняется, что права на ценные бумаги держателей USS будут указываться непосредственно в записи держателей в реестре участников, в то время как сообщения об этих владениях будут направляться через спонсирующего участника-хранителя и систему HKEX. Нет никаких преимуществ в том, чтобы быть держателем USS (чьи ценные бумаги будут управляться через спонсирующего участника-хранителя и систему HKEX) с точки зрения торговли ценными бумагами на SEHK или клиринга и расчетов по ценным бумагам через систему HKEX.

Функция USI

Инвесторы, выбравшие функцию USI, смогут хранить ценные бумаги от своего имени в бездокументарной форме и должны напрямую управлять своими ценными бумагами. Услуга USI будет предоставляться эмитентами через утвержденных регистраторов акций. Утвержденный регистратор акций будет проводить базовые проверки личности каждого потенциального инвестора и получать соответствующую информацию (включая идентификационный номер инвестора, имя и адрес) для внесения в реестр участников. Посредникам не разрешается полагаться на проверки, проводимые утвержденными регистраторами акций, поскольку этот процесс не будет таким всеобъемлющим, как проверки KYC, которые должны проводиться посредниками. Изучается возможность разрешения процесса для представления идентификационных документов онлайн (а не лично). Инвесторы могут подать заявку на функцию USI для всех ценных бумаг, обслуживаемых одним и тем же утвержденным регистратором акций. Максимальное количество совместных держателей USI — четыре. Связь между держателями USI и эмитентом будет осуществляться через утвержденного регистратора акций, включая регулярные электронные выписки о зарегистрированных владениях и подтверждения об успешном размещении или передаче бездокументарных ценных бумаг.

FSR рассматривает вопрос о разработке Common Platform – общего веб-портала для участвующих утвержденных регистраторов акций, с тем чтобы все зарегистрированные ценные бумаги (которые могут обрабатываться более чем одним утвержденным регистратором акций) держателя USI могли управляться через единую точку доступа. Платформа обеспечит связь между владельцами USI, эмитентами и утвержденными регистраторами акций. Владельцы USI смогут войти в систему по единой точке доступа, чтобы управлять своими зарегистрированными ценными бумагами (как в документарной, так и бездокументарной форме). Спонсирующие участники-хранители и держатели USS не смогут получить доступ к общей платформе. Платформа будет обрабатывать только простые функции (такие как управление основным профилем держателей и просмотр сальдо портфеля), в то время как более сложные функции (такие как передача ценных бумаг и осуществление прав и корпоративных действий) будут выполняться через соответствующую систему утвержденного регистратора акций.

Уникальный идентификационный номер держателя ценных бумаг

В настоящее время эмитенты не имеют полной записи идентификационных номеров всех зарегистрированных владельцев ценных бумаг. Согласно пересмотренной модели, зарегистрированные держатели ценных бумаг (а не бенефициарные владельцы, которые держат ценные бумаги через посредников) должны будут предоставить уникальный идентификационный номер эмитенту, когда инвестор подает заявку на функцию USS/USI (а не во время передачи или выполнения других операций). Идентификационные номера владельцев ценных бумаг не будут включены в реестр участников и не будут доступны для публичного ознакомления. Они являются самостоятельной информацией и не связаны с инициативой SFC’s Investor ID.

Из-за проблем защиты персональных данных и конфиденциальности регулирующие органы намерены ввести строгие требования, чтобы идентификационная информация могла использоваться только в законных целях и была защищена от кражи, несанкционированного использования и несанкционированной передачи. Требуется соблюдение применимых законов о конфиденциальности данных.

Уникальные идентификационные номера могут включать номера идентификационных карт жителей Гонконга, номера паспортов, а также регистрационный номер компании в Гонконге или ее эквивалент для компаний за рубежом. Хотя регулирующие органы не планируют назначать типы идентификационных номеров, они могут устанавливать порядок приоритетности, чтобы инвесторы включали в свои данные идентификационный документ, который является самым приоритетным в списке. В связи с проблемой изменения номеров паспортов, если у человека нет гонконгской идентификационной карты, он может предоставить подробную информацию о других национальных идентификационных документах. Что касается совместных владельцев, каждый совместный владелец должен будет предоставить свой идентификационный номер. Регулирующие органы рассмотрят варианты стимулирования зарегистрированных держателей, имеющих ценные бумаги в документарной форме, предоставлять свои идентификационные номера при передаче таких ценных бумаг. Детали, касающиеся предоставления уникальных идентификационных номеров, которые будут окончательно определены позже, будут изложены в правилах или руководящих указаниях, которые будут выпущены SFC.

В результате предоставления инвесторами уникальных идентификационных номеров эмитенты могут консолидировать активы зарегистрированных владельцев независимо от того, как они держат ценные бумаги (в документарной или бездокументарной форме в качестве держателя USS или USI). В ответ на вопрос в Консультационном документе о том, следует ли рассчитывать раздельно причитающиеся дивиденды по ценным бумагам (такие как права на выпуск, дивиденды по акциям и бонусы по акциям) в случае держателей USS с ценными бумагами, управляемыми через нескольких участников-хранителей, большинство респондентов высказали мнение, что эти права должны рассчитываться отдельно, в основном из-за опасений относительно фракционных дивидендов и равного отношения к держателям USS и USI. Регулирующие органы заявили, что примут это во внимание при разработке технических и эксплуатационных аспектов функций USS и USI.

Положение об утвержденных регистраторах акций Гонконга

В настоящее время регистраторы акций не нуждаются в одобрении SFC. SFC разрабатывает нормативную базу для утверждения и регулирования деятельности регистраторов акций. Основное внимание в новом режиме регулирования будет уделяться целостности, безопасности и адекватности систем и процессов регистраторов акций, особенно систем IT, инфраструктуры и взаимодействия с внешними сторонами. SFC рассмотрит другие аспекты, включая управление, финансовые ресурсы, внутренний контроль и управление рисками, а также иные риски и обязательства.

При утверждении и регулировании лиц в качестве утвержденных регистраторов акций SFC намерена учитывать пригодность директоров/владельцев регистратора акций, а также финансовые ресурсы и внутренний контроль регистратора акций. SFC разрабатывает положение, регулирующее сборы регистраторов.

SFC считает, что предоставление инвесторам полномочий по отклонению регистратора акций нецелесообразно, поскольку SFC будет регулировать их напрямую. SFC предлагает внести законодательные поправки, чтобы предоставить достаточные надзорные, следственные и регулирующие полномочия, такие как полномочия налагать дисциплинарные санкции за нарушения со стороны регистраторов. При этом предлагаются санкции, аналогичные тем, которые применяются к лицензированным корпорациям в рамках SFO.

Регуляторы считают, что роль утвержденных регистраторов акций не пересекается и не заменяет роли посредников, таких как банки и брокеры, — регистраторы акций будут продолжать действовать в качестве агентов эмитентов при ведении реестра участников. Держатели USI и USS будут отражены как зарегистрированные владельцы бездокументарных ценных бумаг в соответствующем реестре участников. Если инвестор владеет ценными бумагами как в документарной, так и в бездокументарной форме, реестр участников будет отражать их общее владение, показывая соответствующее число по каждой форме. Для держателей USS утвержденный регистратор акций также будет вести запись своего спонсора-хранителя, но может не отражать это в реестре.

SFC изучает вопрос о введении требований с целью решения проблем безопасности и целостности реестров, а также связанной с этим ответственности. SFC не предлагает каких-либо изменений в отношении текущих требований и практик, связанных с проверкой участников реестров — имена и адреса зарегистрированных держателей и количество зарегистрированных ценных бумаг будут доступны для проверки.

Электронное взаимодействие между системой HKEX и утвержденными регистраторами акций

Новый электронный интерфейс для взаимодействия будет установлен между системой HKEX и системой каждого утвержденного регистратора акций, а также будет введена новая категория «участник регистратора» для облегчения электронных коммуникаций между HKSCC и утвержденными регистраторами акций. Участники регистратора смогут активировать различные процессы бездокументарного рынка ценных бумаг, включая перевод ценных бумаг между держателями USS/USI и HKSCC-NOMS, а также между держателями USS и держателями USI. Критерии приемлемости и обязанности участников регистратора все еще дорабатываются, но вполне вероятно, что только утвержденные регистраторы акций будут иметь право стать участниками регистратора. Не планируется разрешать участникам регистратора предлагать торговые или клиринговые и расчетные услуги, аналогичные тем, которые в настоящее время предлагаются участниками-хранителями в CCASS.

Ожидается, что центральная нормативно-правовая база для утвержденных регистраторов акций будет изложена в SFO, и что подробные требования будут включены в дополнительное законодательство и/или правила, кодексы и/или руководящие принципы SFC. SFC проинформирует участников рынка в установленном порядке.

Ключевые процессы — подписки на IPO

После подачи заявки на IPO ценных бумаг, ценные бумаги будут зачислены непосредственно на счет IP, счет CP, функцию USI или функцию USS. Бумажные заявки и использование бумажных чеков и кассовых ордеров будет прекращено. Ниже приведены основные особенности процесса подписки на IPO для функций USI и USS:

  • инвестор должен иметь сервис USI/USS на момент подачи заявки. В заключениях по итогам консультаций разъясняется, что потенциальным инвесторам будет разрешено подавать заявку на услугу USI в любое время, независимо от того, владеют ли они ценными бумагами в данный момент. FSR рассматривает возможность экспресс-обслуживания, чтобы процесс подачи заявки на услугу USI для лиц из Гонконга мог быть завершен в течение одного рабочего дня;
  • несколько заявок от одного инвестора будут отклонены (как это принято в настоящее время);
  • в случаях, когда ценные бумаги размещаются в рабочий день, предшествующий дате листинга, регистратор акций обновляет предварительный реестр участников с условными владениями, которые становятся безусловными на дату листинга;
  • в отношении функции USI, форма заявки и денежные средства на подписку должны быть представлены в электронном виде через систему, указанную эмитентом, и любой возврат денежных средств на подписку будет зачислен непосредственно на банковский счет, указанный держателем USI; и
  • в отношении функций USS, форма заявки и денежные средства на подписку должны быть отправлены через соответствующего спонсирующего участника-хранителя и через новую систему HKEX, и любой возврат средств на подписку будет зачислен непосредственно на указанный банковский счет участника-хранителя.

Регулирующие органы изучают сокращенный график расчетов по IPO отдельно в связи с переходом на безбумажные заявления и расчеты.

Ключевые процессы — Переводы

Переводы ценных бумаг в системе HKEX

Переводы между различными счетами CP, IP и SSA в системе HKEX не приведут к какому-либо изменению юридической принадлежности, и ценные бумаги будут всегда оставаться зарегистрированными на имя HKSCC-NOMS. Процесс перевода останется в основном без изменений. Варианты погашения денежной части, а также процесс сбора и уплаты соответствующего гербового сбора также останутся без изменений.

Переводы бездокументарных ценных бумаг в или от HKSCC-NOMS

Внесение и снятие ценных бумаг с и на счетах CP, IP или SSA в системе HKEX держателем USI или USS приведет к изменению юридической принадлежности, и эти процессы будут осуществляться в электронном виде через систему HKEX и соответствующие системы регистратора акций.

Владельцы USS будут иметь возможность передавать ценные бумаги на условиях без оплаты (FOP) или доставки в режиме реального времени — неоплаты (DRVP), в то время как держатели USI смогут передавать свои ценные бумаги только на основе FOP.

Спонсирующему участнику-хранителю или утвержденному регистратору акций необходимо будет сделать заявление о том, подлежит ли уплате гербовый сбор и был ли он уплачен. Однако ожидается, что большинство переводов не повлечет за собой изменение бенефициарного интереса и, следовательно, не потребует оплаты гербового сбора.

Участники рынка смогут выбирать, когда осуществлять свои переводы, например, в режиме реального времени, в тот же день или на следующий день. В настоящее время ожидается, что переводы в/из HKSCC-NOMS будут обрабатываться несколькими партиями в течение дня, незадолго до расчета партии HKSCC по биржевым сделкам. Регуляторы также рассматривают возможность предоставления дополнительных гибких возможностей для устранения системных задержек или сбоев.

Ценные бумаги держателей USS и USI должны быть переведены в HKSCC-NOMS вовремя для расчета в течение расчетного периода T+2, что также означает, что переводы не нужно выполнять до размещения ордера на продажу. HKEx и FSR изучают возможность разработки процесса таким образом, чтобы держатели USI отправляли свои инструкции по переводу только один раз, а не посреднику и утвержденному регистратору акций.

Другие переводы бездокументарных ценных бумаг

Переводы между двумя держателями USI, между двумя держателями USS или между держателем USI и держателем USS приведут к изменению юридической принадлежности и могут вызвать изменение в бенефициарных интересах. Следовательно, эти переводы, вероятно, будут облагаться гербовым сбором. Переводы будут осуществляться в электронном виде, а в случае держателей USI в качестве сторон передачи через соответствующую систему регистраторов акций или в случае, если держатель USS является стороной передачи — через систему HKEX и систему регистраторов акций. Обе стороны должны будут предоставить подробную информацию о транзакции (чтобы регистратор акций мог соответствовать инструкциям по передаче) и свои собственные идентификационные номера.

Переводы документарных ценных бумаг

Эти переводы будут по-прежнему осуществляться на бумажном носителе до тех пор, пока не вступит в силу финальный срок дематериализации, установленный регулирующими органами.

Переводы в торговые дни, длящиеся полдня

В Консультационном документе было предложено, чтобы расчеты по ценным бумагам и переводы в системе HKEX были доступны во все рабочие дни Гонконга, а услуги по расчетам и переводам вне биржевой торговли также предлагались в полудневные торговые дни.

Многие вопросы и проблемы были подняты в процессе консультаций в отношении переводов в неполные рабочие дни, например, из-за того, что это может привести к несогласованности методов расчетов, и посредники могут быть не в состоянии определить, касаются ли инструкции в отношении клиента сделок на бирже или вне биржи. В результате HKEx пересмотрит это предложение и запросит дополнительные мнения на рынке.

Альтернативная процедура проставления штампов для внебиржевых операций

Регуляторы работают с офисом простановки штампов над реализацией альтернативных электронных схем проставления штампов для внебиржевых операций с ценными бумагами. Это заменит существующий бумажный процесс. В соответствии с новыми соглашениями регистраторы акций и/или посредники будут делать заявления о том, подлежит ли адвалорный гербовый сбор уплате по транзакциям, и если да, то был ли он выплачен. Текущий срок для проставления штампа — 2 — 30 дней после оформления контракта — будет продолжать действовать. Сторона, ответственная за оплату гербового сбора, будет являться предметом соглашения между спонсирующим участником-хранителем и держателем USS. Если перевод осуществляется в электронном виде в среде бездокументарного рынка ценных бумаг, текущая комиссия в размере 5 гонконгских долларов, подлежащая уплате по инструментам перевода, не подлежит уплате.

Корпоративные действия

Для ценных бумаг, хранящихся через счет CP или IP, процессы корпоративных действий в соответствии с пересмотренной моделью останутся практически неизменными, а все инструкции по корпоративным действиям будут по-прежнему направляться через систему HKEX.

Отдельно SFC работает с HKEx и FSR, чтобы улучшить положение инвесторов, ценные бумаги которых зарегистрированы на HKSCC-NOMS (и, следовательно, которые имеют только бенефициарный интерес), чтобы облегчить и поощрить их участие в голосовании без дополнительных излишних затрат.

Что касается функции USI или USS, то при том, что они будут обрабатываться как можно более одинаково, сохранятся следующие различия в передаче инструкций и причитающихся выплат:

  1. Передача инструкций

    Держатели USI смогут передавать свои инструкции по корпоративным действиям через соответствующую систему регистраторов акций, а владельцы USS должны будут направлять свои инструкции по корпоративным действиям через своего спонсирующего участника-хранителя и систему HKEX.

  2. Права на ценные бумаги

    В случаях, когда корпоративные действия влияют на баланс ценных бумаг держателя:

    1. для держателей USI права на ценные бумаги будут зачислены на соответствующую функцию USI (путем корректировки баланса ценных бумаг в соответствующем реестре участников), а владелец USI будет уведомлен соответствующим регистратором акций об изменении к концу дня платежа;
    2. для владельцев USS права на ценные бумаги будут зачисляться на соответствующую функцию USS (путем корректировки баланса ценных бумаг в соответствующем реестре участников), а время и способ уведомления будут регулироваться клиентской документацией и соглашением между держателем USS и его спонсирующим участником-хранителем.
  3. Голосование и доверенности

    Держатели USI и USS будут иметь право голосовать, присутствовать и выступать на собраниях эмитента, а также будут иметь право назначать доверенных лиц. При разработке пересмотренной модели регулирующие органы будут принимать во внимание предложения респондентов консультаций относительно: (i) внедрения эксплуатационных правил, регулирующих осуществление владельцами USS прав присутствовать и голосовать на собраниях, (ii) упорядочивания процедур голосования; и (iii) разработки функции блокировки акций для голосования.

    В Консультативном документе также предлагалось, чтобы акционеры, являющиеся физическими лицами, ограничивались назначением максимум двух доверенных лиц для борьбы с потенциальными злоупотреблениями, связанными с назначением большого числа доверенных лиц без законной цели. Регулирующие органы разъяснили в Консультационных заключениях, что они хотят восстановить положение в соответствии с прежним Постановлением о компаниях (но только для акционеров, которые являются физическими лицами). Хотя было предложено сократить срок представления материалов по доверенности до одного полного рабочего дня до дня собрания, регулирующие органы сохранят текущий 48-часовой срок.

  4. Поглощения

    Поскольку акционеры, которые владеют своими акциями в бездокументарной форме, не смогут сдать сертификаты акций и подписанные документы о передаче после принятия предложения о поглощении (будь то условное или безусловное), предлагается, чтобы держатели USI и USS дали согласие на целевое выделение средств и «блокировку» своих акции, пока предложение не будет объявлено безусловным. Это означает, что не может быть никакого перемещения или передачи таких акций, и акции будут оставаться зарегистрированными на имя соответствующего держателя USI или USS. Согласие на «блокировку» акций должно быть дано во время принятия предложения через соответствующую систему регистрации акций (для держателей USI) или спонсирующего участника-хранителя и систему HKEX (для держателей USS). Предполагается, что передача акций оференту не будет зарегистрирована до тех пор, пока не будет произведена оплата принимающими акционерами.

  5. Объявление размеров взносов

    Для обеспечения залога при отсутствии документарных акций и подписанных документов о передаче будет введена «блокировка», в соответствии с которой заложенные акции в бездокументарной форме будут «заблокированы» и будут управляться соответствующим утвержденным регистратором акций на условиях, согласованных между залогодателем, залогодержателем и утвержденным регистратором акций. «Заблокированные» ценные бумаги не будут отражены в реестре участников как заблокированные. FSR ожидает, что методы, аналогичные существующим, будут внедрены для предоставления в качестве залога в условиях рынка бездокументарных ценных бумаг.

    SFC и FSR совместно изучат разработку стандартных положений, которые будут включены в соглашения о залоге в отношении ценных бумаг в бездокументарной форме. SFC рассмотрит вопрос о внесении законодательных поправок в поддержку залога в условиях рынка бездокументарных ценных бумаг.

  6. Сроки

    В настоящее время регулирующие органы изучают возможность согласования пресекательных сроков для ценных бумаг, зарегистрированных на держателей USS, и ценных бумаг на HKSCC-NOMS.

    Права на ценные бумаги для всех зарегистрированных держателей будут обновляться одновременно.

Сборы и расходы

В ответ на озабоченность по поводу комиссионных сборов с инвесторов и зарегистрированных эмитентов регуляторные органы заявили, что по мере разработки технических и эксплуатационных аспектов пересмотренной модели в настоящее время они не могут предоставить подробную информацию о комиссионных сборах и расходах. Однако они пояснили, что:

  1. Ожидается, что HKEx и регистраторы акций будут нести большую часть первоначальных затрат на разработку, и что существующие процессы будут сохранены (насколько это возможно), ограничивая финансовое воздействие на эмитентов и других участников рынка;
  2. Экономия на расходах благодаря сокращению использования бумаги должна быть передана инвесторам, и инвесторам не следует отказываться от владения ценными бумагами от своего имени или в бездокументарной форме из-за систем оплаты; и
  3. Регулирующие органы стремятся к тому, чтобы сборы и платежи были справедливыми, разумными и способствовали переходу рынка к полной дематериализации. HKEx и FSR также исследуют принятие многоуровневого подхода и/или установление ограничений на определенные сборы.

Поэтапный подход — сфера применения

Рынок бездокументарных ценных бумаг будет вводиться постепенно и поэтапно. Было предложено, чтобы в центре внимания были акции компаний, зарегистрированных в Гонконге, а затем уже акции компаний, зарегистрированных за рубежом. В консультативном документе регулирующие органы заявили, что они примут во внимание комментарии респондентов о том, что начальный этап должен быть расширен для охвата эмитентов, зарегистрированных на Каймановых островах, в материковом Китае и на Бермудских островах. Бумажная система будет поддерживаться для компаний, зарегистрированных в юрисдикциях, которые ограничивают или запрещают владение, или передачу акций в бездокументарной форме.

Следующим направлением внедрения рынка бездокументарных ценных бумаг будут размещенные на бирже фонды и «подобные акциям ценные бумаги», такие как выпуски прав, предложения подписки и депозитарные расписки. Предполагается, что основное внимание будет уделено продуктам, выпущенным в соответствии с законодательством Гонконга, а затем продуктам, выпущенным в соответствии с зарубежными законами. Несмотря на то, что утвержденные SFC фонды могут быть включены в инициативу «Рынок бездокументарных ценных бумаг», такие фонды с долями/акциями, которые не могут быть выведены из системы HKEX, не будут обязаны участвовать в этой инициативе и/или назначать ASR. Процессы для добровольных корпоративных действий и предложения по подписке будут аналогичны тем, что существуют в настоящее время, хотя процессы, документы и платежи будут электронными. Как и в случае с акциями, депозитарные расписки могут храниться в физической форме (в течение короткого периода времени) или в бездокументарной форме (на имя инвестора — держателя USS/USI или на имя HKSCC-NOMS).

Регулирующие органы пояснили, что в отношении Stock Connect модель рынка бездокументарных ценных бумаг будет применяться только к ценным бумагам, включенным в SEHK, и эта модель не повлияет на инвесторов материкового Китая, поскольку они не имеют права снимать ценные бумаги и регистрировать их на свое имя (и, следовательно, они не смогут стать держателями USS или USI). Инициатива «Рынок бездокументарных ценных бумаг» не распространяется на акции частных компаний. Другие размещенные продукты (например, CBBC и DW) не будут входить в сферу действия новой инициативы, и останутся в системе HKEX и будут зарегистрированы на HKSCC-NOMS.

Поэтапный подход — сроки полной дематериализации

Хотя будет необходимо сохранить возможность использования бумажных форм, конечная цель – полностью отменить использование бумаги. Регуляторы постараются сделать переходный период к полной дематериализации как можно более коротким, принимая во внимание требования и затраты различных заинтересованных сторон. Сроки для различных этапов будут зависеть от готовности рынка, и предварительное уведомление будет дано для каждого этапа.

Предполагается, что сначала будет требоваться, чтобы все бумаги IPO выпускались только в бездокументарной форме, начиная с акций гонконгских компаний. Будет определена дата, после которой указанный класс ценных бумаг может быть выпущен только в бездокументарной форме, и не будет возможности конвертировать эти ценные бумаги IPO в документарную форму после их выпуска. Однако до этой даты можно будет предлагать ценные бумаги IPO в безбумажной форме, и для проверки механизма может быть введен «пилотный» период.

Ценные бумаги в документарной форме будут продолжать действовать после истечения окончательного срока, поэтому держатели документарных ценных бумаг останутся владельцами своих ценных бумаг и любых прав на ценные бумаги, распределенных после окончательного срока. Однако инвесторы должны дематериализовать свои ценные бумаги, прежде чем продавать или распоряжаться ими.

Инвесторы перед IPO должны завершить процессы, чтобы стать держателем USS/USI, прежде чем их ценные бумаги станут доступны для торговли на SEHK (если они не хотят держать свои ценные бумаги в системе HKEX и передавать эти ценные бумаги в HKSCC-NOMS).

При этом не будет возможности переоформить ценные бумаги в бездокументарной форме. Регуляторы все еще разрабатывают детали обращения с невостребованными физическими документами и исключенными из обращения ценными бумагами.

Ценные бумаги, хранящиеся в системе HKEX и зарегистрированные на имя HKSCC-NOMS, будут дематериализованы на раннем этапе и партиями, начиная с акций гонконгских компаний, и для проверки процесса может быть введена «пилотная» партия. Этот процесс дематериализации потребует от HKSCC возврата любых правоустанавливающих документов, относящихся к ценным бумагам, соответствующему регистратору акций для аннулирования, а от регистратора акций записи бездокументарных ценных бумаг в соответствующий реестр участников. Однако инвесторы, владеющие акциями или ценными бумагами на имя HKSCC-NOMS, не смогут вывести их из системы HKEX и хранить их в документарной форме после дематериализации. Регуляторы будут заблаговременно уведомлять о каждой стадии дематериализации, принимая во внимание время, необходимое для посредников, чтобы уведомить инвесторов и принять необходимые меры в соответствии с инструкциями инвестора.

Для ценных бумаг, находящихся за пределами системы HKEX, будет сохраняться возможность хранить ценные бумаги в документарной форме, но она будет доступна только в течение ограниченного времени. Окончательный срок будет введен в первую очередь для акций гонконгских компаний. После такого срока:

  1. любой перевод ценных бумаг, хранящихся в документарной форме, должен включать процесс дематериализации;
  2. любые новые ценные бумаги, выпущенные владельцу документарных ценных бумаг, будут выпущены в бездокументарной форме и зачислены на USI;
  3. любые денежные требования, подлежащие выплате владельцу документарных ценных бумаг, должны быть переведены на их указанный банковский счет или чеком; и
  4. все права на ценные бумаги будут отражены на балансе ценных бумаг держателя в реестре участников, такие права больше не будут распределяться в бумажной форме, и утвержденный регистратор акций создаст «временную» запись USI для отражения распределения таких прав.

Регуляторы намерены сохранить возможность, позволяющую инвесторам получать корпоративные уведомления и проверки дивидендов на бумаге, но только в течение ограниченного периода.

Что касается запросов об управлении процессами в CCASS и системе HKEX, HKEx объяснила, что функции будут перенесены из CCASS в систему HKEX поэтапно, и что связанные процессы будут перенесены одновременно. Хотя эти две платформы могут работать одновременно (но только в течение короткого периода), платформы будут использоваться для разных функций и процессов.

Поощрение электронных коммуникаций

Большинство респондентов согласились с предложением поощрять эмитентов и зарегистрированных владельцев ценных бумаг общаться в электронном виде, а не в бумажном виде. Что касается различных проблем, HKEX и FSR будут учитывать целостность данных и безопасность, а также планирование непрерывности бизнеса при разработке усовершенствований системы для поддержки связи между эмитентом и инвестором и рассмотрят вопрос о сохранении бумажного варианта в определенных ограниченных обстоятельствах.

[1] Заключения по итогам совместных консультаций по пересмотренной операционной модели для реализации бездокументарного рынка ценных бумаг в Гонконге. Полный текст по ссылке: https://www.hkex.com.hk/-/media/HKEX-Market/News/Market-Consultations/2016-Present/Jan-2019-USM-Joint-Consultation-Conclusions-Paper/Conclusion-Paper/USMCP_2020_EN.pdf?la=en.

Данная новостная рассылка предоставляется исключительно в информационных целях.

Содержание данной статьи не является юридической консультацией и не может рассматриваться в качестве подробной рекомендации.
Передача или получение этой информации не подразумевают и не являются фактом установления законных взаимоотношений между Charltons и пользователем либо наблюдателем.
Charltons не несет ответственности за какие-либо информационные материалы третьей стороны, доступ к которым может быть получен через сайт.

Если Вы не желаете получать новостную рассылку, пожалуйста, сообщите об этом по электронной почте: unsubscribe@charltonslaw.com

Лучшая юридическая бутик-компания по сопровождению сделок 2021 года
по версии Asian Legal Business Awards

Dominion Centre,12th Floor
43-59 Queen’s Road East
Hong Kong

Тел: + (852) 2905 7888
Факс + (852) 2854 9596
www.charltonslaw.ru

Charltons — Законодательство Гонконга — 504 — 24 июня 2020