Выбрать страницу
Законодательство Гонконга
Июнь 2019
Комиссия по финансовой отчетности получила доступ к рабочим документам по аудиту компаний материкового Китая

Комиссия по финансовой отчетности получила доступ к рабочим документам по аудиту компаний материкового Китая

22 мая 2019 года Комиссия по финансовой отчетности Гонконга (FRC) подписала Меморандум о взаимопонимании с Управлением по надзору и оценке (SEB) Министерства финансов Китая (MOF), предоставив FRC доступ к рабочим документам по аудиту компаний материкового Китая, которые принадлежат китайским бухгалтерским фирмам, включая китайские представительства бухгалтерских компаний “Большой четверки”. Ранее Китай препятствовал передаче рабочих документов по аудиту иностранным регулирующим органам на том основании, что они представляют собой «государственную тайну».

Данный меморандум вступил в силу в Гонконге. В 2014 году суд Гонконга обязал  компанию Ernst and Young передать в Комиссию по ценным бумагам и фьючерсам (SFC) свои рабочие документы по аудиту в отношении компании материкового Китая Standard Water Company Limited (Standard Water), заявка на листинг в Гонконге которой была отклонена. 

Тем не менее, Меморандум о взаимопонимании не решает проблему, с которой сталкиваются спонсоры IPO, что, вопреки их обязательств по процедурам дью-дилидженс, истолкованных SFC в широком смысле, согласно которому спонсоры не могут получить аудиторские рабочие документы заявителя на листинг, независимо от того, является ли заявитель представителем материкового Китая или нет. Несмотря на то, что в соответствии с Правилом листинга 3A.05 (4) заявители на листинг обязаны предоставить спонсорам доступ к черновым и финальным бухгалтерским отчетам, на практике аудиторы не передают спонсорам свои рабочие документы. Кроме того, бухгалтера, составляющие отчетность, не обязаны сообщать спонсорам о подозрениях, которые у них могут возникнуть в отношении точности финансовой отчетности заявителя. Спонсоры, по вышеуказанным причинам, обеспокоены тем, что аудиторские фирмы не обязаны передавать им свои рабочие документы или сообщать о нарушениях, особенно учитывая существующие штрафы, которые SFC накладывает на спонсоров, нарушивших обязательства по процедурам дью-дилидженс. Более подробную информацию о штрафах, недавно наложенных SFC на спонсоров в виде дисциплинарных мер,  можно найти на сайте компании Charltons в разделе «новостные статьи» за апрель 2019 года под названием «Рекордные штрафы SFC за нарушения обязанностей спонсора».

Пример компании Standart Water 

Компания Ernst and Young участвовала в роли бухгалтера и аудитора отчетности в заявке компании Standard Water на листинг на HKEx (Гонконгская фондовая биржа), хотя сбор данных для аудита проводился его партнером по совместному предприятию на материковом Китае — Ernst & Young Hua Ming (EYHM). SFC возбудила дело против компании Ernst and Young с целью получить доступ к рабочим документам по аудиту компании Standard Water согласно пункту 183 Закона о ценных бумагах и фьючерсах Гонконга. Поскольку законодательное положение не имеет экстерриториального действия, против компании EYHM судебное дело по принуждению к предоставлению документов возбуждено не было. Оба консультанта по юридическим вопросам материкового Китая высказали мнение, что положение, на котором основывается защита, не накладывает общего запрета на трансграничную передачу рабочих документов по аудиту, и передача может быть разрешена, если предварительно получить одобрение правительства. Вопрос о том, являются ли аудиторские документы государственной или коммерческой тайной, был принят как “деликатный фактор” и не обсуждался в этом случае, поскольку рабочие документы не были представлены суду.

В 2015 году Министерство финансов Китая (MOF) выпустило свод новых правил, которые представляют собой временные положения о предоставлении аудиторскими фирмами аудиторских услуг для листинга предприятий материкового Китая за рубежом (Временные положения), которые требуют от компаний материкового Китая и зарубежных аудиторских фирм (включая фирмы в Гонконге) строго соблюдать Положение об усилении конфиденциальности и администрировании архивов, связанных с эмиссией и листингом ценных бумаг за рубежом (Циркуляр № 29 от 20 октября 2009 года) (Положение 29). Положение 29 предусматривает, что бухгалтерские записи китайских компаний могут являться государственной тайной в соответствии с китайским законодательством и что для их вывоза из материкового Китая требуется предварительное согласие соответствующих органов материкового Китая.

Подобные проблемы возникли, когда Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) подала иск против китайских компаний, ценные бумаги которых котировались на нью-йоркских биржах, в связи с мошеннической или вводящей в заблуждение финансовой отчетностью, представленной в документах публичного предложения. Представительства «Большой четверки» на материковом Китае отказались выполнять распоряжения SEC о передаче рабочих документов по аудиту для листинга для дальнейшего рассмотрения. Их отказ привел к тому, что в 2014 году SEC ввела 6-месячный запрет для аудиторов «Большой четверки» в предоставлении услуг китайским компаниям, подающим заявки на листинг на американских фондовых биржах.

Меморандум о взаимопонимании в вопросах регулирования аудита между SFC и SEB

Несмотря на то, что законы о государственной тайне Китая все еще в силе, Меморандум о взаимопонимании, подписанный Гонконгским FRC и китайским SEB, направлен на содействие расширению трансграничного сотрудничества и взаимодействия в отношении регулирования аудита.

Поправки к Закону о Комиссии по финансовой отчетности Гонконга (глава 588), которые вступят в силу в октябре 2019 года, сделают в Гонконге FRC независимым регулятором аудиторов биржевых компаний, получив прямые полномочия по проверке, расследованию и дисциплинарному взысканию. FRC сможет штрафовать бухгалтеров на сумму до HK$ 10 миллионов или на сумму тройной оплаты аудиторских услуг в соответствии с пересмотренным законом. FRC будет также осуществлять контроль по соблюдению стандартов Института дипломированных общественных бухгалтеров Гонконга (HKICPA) в области профессиональной этики, аудита и страхования, а также требований к повышению профессионального уровня аудиторов. Причиной предоставления больших полномочий FRC было то, что Гонконг подвергся критике за использование режима саморегулирования, когда HKICPA контролировала деятельность аудиторов в Гонконге, которая не обладала достаточной независимостью от контролируемых ею компаний. При расследовании нарушений в проведении аудита биржевых компаний, считалось, что для регулирования данного вопроса FRC не хватает полномочий; и после завершения расследования, дела передавались обратно в HKICPA для определения соответствующих дисциплинарных мер.

Предоставление регулирующих полномочий FRC является крупнейшим изменением в регулировании бухгалтерского учета за последние десять лет. Правительство Гонконга, по сообщениям, выделило FRC HK$ 300 миллионов, что позволит утроить количество сотрудников, участвующих в расследовании и наложении дисциплинарных мер для аудиторов биржевых компаний.  

Данная новостная рассылка предоставляется исключительно в информационных целях.

Содержание данной статьи не является юридической консультацией и не может рассматриваться в качестве подробной рекомендации.
Передача или получение этой информации не подразумевают и не являются фактом установления законных взаимоотношений между Charltons и пользователем либо наблюдателем.
Charltons не несет ответственности за какие-либо информационные материалы третьей стороны, доступ к которым может быть получен через сайт.

Если Вы не желаете получать новостную рассылку, пожалуйста, сообщите об этом по электронной почте: unsubscribe@charltonslaw.com

Лучшая юридическая бутик-компания по сопровождению сделок 2021 года
по версии Asian Legal Business Awards

Dominion Centre,12th Floor
43-59 Queen’s Road East
Hong Kong

Тел: + (852) 2905 7888
Факс + (852) 2854 9596
www.charltonslaw.ru

Charltons — Законодательство Гонконга — 445 — 17 июня 2019

Комиссия по финансовой отчетности Гонконг

рабочим документам по аудиту

Меморандум о взаимопонимании Гонконг

Гонконг государственный орган финансовой отчетности

рассмотрение рабочим документам по аудиту компаний материкового Китая

Гонконгский меморандум о взаимопонимании с Министерствов финансов Китая

Комиссия по финансовой отчетности Гонконга

содержание документов по аудиту государственная тайна

Министерство финансов Гонконга меморандум о взаимопонимании государственная тайна

Комиссия по финансовой отчетности Гонконга рассмотрение компаний из материкового Китая
пример рабочих документов в расследовании Комиссии по финансовой отчетности Гонконга
Комиссия по финансовой отчетности Гонконга и Министерство финансов Китая