Выбрать страницу
Законодательство Гонконга
Ноябрь 2020
FSTB проводит консультации по предлагаемому режиму лицензирования бирж виртуальных активов

FSTB проводит консультации по предлагаемому режиму лицензирования бирж виртуальных активов

Управление финансовых услуг и казначейства Гонконга (FSTB) опубликовало 3 ноября 2020 года консультационный документ[1], в котором предлагается новый режим лицензирования бирж виртуальных активов в соответствии с Постановлением о борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма (AMLO). Новый режим потребует лицензирования бирж виртуальных активов, для которых не требуется лицензирование в соответствии с Положением о ценных бумагах и фьючерсах (SFO), поскольку они торгуют виртуальными активами, которые не подпадают под законодательные определения «ценных бумаг» или «фьючерсных контрактов». Новый режим будет управляться и обеспечиваться Комиссией по ценным бумагам и фьючерсам Гонконга (SFC), которой будут предоставлены необходимые полномочия в соответствии с AMLO.

Новый режим направлен на выполнение требования Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) для юрисдикций по регулированию поставщиков услуг виртуальных активов (VASP) в целях борьбы с отмыванием денег (AML) и противодействием финансированию терроризма (CFT), а также надзор за их соблюдением. Само требование было введено в феврале 2019 года в рамках пересмотра стандартов FATF. Однако новый режим AMLO будет лицензировать только биржи виртуальных активов, по крайней мере, на начальном этапе. Таким образом, объем нового режима значительно уже, чем определение VASP, данное FATF, которое также охватывает предприятия, участвующие в передаче виртуальных активов, предоставлении обеспечительных и/или административных услуг виртуальных активов или инструментов, позволяющих контролировать виртуальные активы (включая определенных поставщиков кошельков) или предоставлении связанных с ними финансовых услуг по предложению или продаже виртуальных активов (например, ICO). Это связано с тем, что FSTB считает биржи виртуальных активов наиболее распространенной и развитой деятельностью в области виртуальных активов в Гонконге, что оправдывает введение индивидуального режима лицензирования. Тем не менее, Комиссия продолжит отслеживать другие действия с виртуальными активами и может расширить режим лицензирования в будущем, чтобы при необходимости охватить такие действия. В рамках процесса последующей деятельности по итогам взаимной оценки Гонконга[2], проведенной FATF с 2018 по 2019 год, Гонконг пройдет оценку эффективности в июне 2024 года, и к этому времени ожидается, что Гонконг введет в действие правила AML/CFT для VASP, в дополнение к другим улучшениям.

В консультационном документе также изложены предложения по внесению различных других технических поправок в AMLO и двухуровневый режим регистрации для дилеров по драгоценным металлам и камням (DPMS), который является предметом отдельного информационного бюллетеня.

Консультационный период заканчивается 31 января 2021 года.

Текущее регулирование бирж виртуальных активов в Гонконге

Хотя виртуальные активы не являются законным платежным средством и, как правило, не принимаются в качестве средства платежа в Гонконге, торговля виртуальными активами развивается, что побудило SFC объявить концептуальную основу для потенциального регулирования платформ для торговли виртуальными активами в ноябре 2018 года. A затем в ноябре 2019 года был выпущен документ, в котором излагался режим регулирования для платформ торговли виртуальными активами, работающих в Гонконге, которые торгуют как минимум одним виртуальным активом, который является ценной бумагой в соответствии с определением в SFO[3]. Если платформа торгует хотя бы одним виртуальным активом, который является ценными бумагами, требования SFCприменяются ко всем его операциям, в том числе в отношении виртуальных активов, которые не являются ценными бумагами. Следовательно, в соответствии с действующей законодательной базой платформы, которые торгуют только виртуальными активами, не являющимися ценными бумагами, могут работать «вне поля зрения регулирующих органов»[4]. На сегодняшний день SFC предоставила принципиальное одобрение только одной платформе для торговли виртуальными активами, OSL[5].

Обзор концептуальной основы SFC и последующий документ с изложением позиции см. в информационных бюллетенях Charltons за ноябрь 2018 года и ноябрь 2019 года соответственно.

Предложения FSTB по лицензированию VASP

FSTB предлагает ввести режим лицензирования бирж виртуальных активов в рамках AMLO, который потребует от любого лица, желающего осуществлять «регулируемую деятельность с виртуальными активами», включая управление биржей виртуальных активов в Гонконге, получить лицензию VASP от SFC. Требование лицензирования будет применяться, даже если биржа торгует только виртуальными активами, которые не являются ценными бумагами. Лицензия будет действовать до тех пор, пока не будет отозвана SFC, и никаких исключений из требований лицензирования не будет, за исключением бирж виртуальных активов, которые уже регулируются в соответствии с добровольным режимом SFC.

  1. Содержание регулируемой деятельности по управлению биржей виртуальных активов

    Определение биржи виртуальных активов

    Биржа виртуальных активов определяется как любая торговая платформа, которая используется с целью предоставления предложения или приглашения на покупку или продажу любого виртуального актива в обмен на любые деньги или любой виртуальный актив (будь то тот же самый или другой тип актива) и которое осуществляет хранение, контроль, реализацию или владение над любыми деньгами или любым виртуальным активом в любой момент времени в ходе своей деятельности. Это определение требует лицензирования централизованных бирж виртуальных активов. Одноранговые торговые платформы (то есть платформы, которые предоставляют только площадку для покупателей и продавцов виртуальных активов для размещения своих заявок, с механизмами автоматического сопоставления или без них) исключаются из определения при условии, что фактическая транзакция проводится за пределами платформы, и платформа не участвует в такой транзакции, не вступает во владение какими-либо деньгами или виртуальными активами в любое время своей деятельности. Поэтому децентрализованные биржи виртуальных активов не должны подпадать под действие режима лицензирования.

    Определение виртуальных активов

    Предложения в значительной степени приведут определение виртуальных активов в соответствие с определением FATF. AMLO будет определять виртуальный актив как цифровое представление стоимости, которое: выражается в виде расчетной единицы или хранилища экономической стоимости; функционирует (или предназначен для функционирования) как средство обмена, принимаемое населением в качестве оплаты товаров или услуг, погашения долга или в инвестиционных целях; и могут быть переданы, сохранены или проданы в электронном виде. Таким образом, определение будет охватывать виртуальные активы, которые не являются ценными бумагами, такие как биткойн и этериум. В консультационном документе FSTB также предлагается включить в определение стейблкоины (то есть виртуальные активы, обеспеченные активами). Однако определение не включает цифровые формы фиатных валют (включая CBDC), финансовых активов, уже регулируемых в соответствии с SFO и замкнутым циклом, предметы ограниченного назначения, которые не подлежат передаче, обмену, включая бонусы, вознаграждения по кредитным картам, подарочные карты, программы лояльности клиентов и игровые монеты.

  2. Требования к лицензированию бирж виртуальных активов

    Право на получение лицензии

    FSTB предлагает, чтобы только зарегистрированные в Гонконге компании с постоянным местом ведения бизнеса в Гонконге имели право на лицензирование в качестве биржи виртуальных активов. Физические лица и предприятия без отдельного юридического лица (например, индивидуальные предприниматели или товарищества) не будут лицензированы.

    Биржи виртуальных активов, зарегистрированные за рубежом, также не будут иметь права на лицензирование в соответствии с новым режимом. FSTB также предлагает запретить активный маркетинг регулируемой деятельности с виртуальными активами или аналогичной деятельности (то есть услуг, связанных с биржей виртуальных активов), будь то в Гонконге или где-либо еще, населению в Гонконге без лицензии VASP. Это положение аналогично разделу 115 SFO и, поскольку SFC не будет лицензировать иностранную организацию, то в таком случае и не позволит иностранной бирже виртуальных активов продавать свои услуги гонконгским инвесторам. Иностранная биржа, которая хочет иметь возможность работать с гонконгскими инвесторами, должна будет создать дочернюю компанию в Гонконге, которая должна будет получить лицензию SFC в качестве VASP.

    Назначение ответственных должностных лиц

    Соискатели лицензии должны будут назначить как минимум двух ответственных сотрудников, которые будут нести ответственность за обеспечение соблюдения фирмой требований AML/CFT и других нормативных требований. Как и в случае с лицензированными корпорациями, все должностные лица должны быть утверждены в качестве ответственных должностных лиц лицензированной биржи виртуальных активов.

    Тест на соответствие

    Соискатель лицензии, его ответственные должностные лица и конечные владельцы юридического лица должны пройти тест на соответствие требованиям. Это позволит оценить опыт и квалификацию и потребовать, чтобы лицо не было осуждено за какое-либо преступление, связанное с отмыванием денег или финансированием терроризма, или другое преступление, связанное с недобросовестностью, и не подвергалось никаким процедурам ликвидации или банкротства.

    Любое изменение ответственных должностных лиц или конечных владельцев биржи виртуальных активов потребует предварительного одобрения SFC. В консультационном документе FSTB не указано, кто будет считаться «конечным владельцем» биржи для этих целей

  3. Обязанности лицензированной биржи виртуальных активов

    Лицензированные биржи виртуальных активов должны будут соблюдать требования AML/CFT в соответствии с Приложением 2 к AMLO, которое предписывает определенные требования, касающиеся надлежащей проверки клиентов и ведения учета.

    Нормативные стандарты для бирж виртуальных активов, лицензируемых в рамках AMLO, будут по существу такими же, как и для бирж, лицензированных в соответствии с добровольным режимом SFC, чтобы обеспечить равные условия для всех бирж виртуальных активов. В консультативном документе предлагается уполномочить SFC вводить условия лицензирования для бирж виртуальных активов, которые могут варьироваться, где это необходимо, а также другие нормативные требования, включая следующие:

    1. Ограничение для профессиональных инвесторов

      Биржи лицензированных виртуальных активов смогут предоставлять торговые услуги только профессиональным инвесторам, хотя SFC может ослабить эту позицию в будущем по мере развития рынков.

    2. Достаточные финансовые ресурсы

      FSTB предлагает установить минимальные требования к оплаченному уставному капиталу и, в зависимости от характера бизнеса, требования к ликвидным активам.

    3. Знания и опыт

      Лицензированные биржи виртуальных активов должны будут иметь надлежащую структуру корпоративного управления, укомплектованную персоналом с соответствующими знаниями и опытом.

    4. Полноценный бизнес

      Лицензированные биржи должны вести свой бизнес с виртуальными активами разумно и гарантировать, что интересы клиентов и общества не будут ущемлены.

    5. Управление рисками

      Биржам необходимо будет внедрить соответствующие политики и процедуры управления рисками для управления отмыванием денег и финансированием терроризма, кибербезопасностью и другими связанными рисками.

    6. Сегрегация и управление активами клиентов

      Лицензированный обмен виртуальных активов потребуется для размещения клиентских активов в ассоциированном предприятии, чтобы гарантировать их надлежащее отделение от его собственных активов. Также потребуется наличие адекватных политик и процедур управления, чтобы обеспечить надлежащее управление активами клиентов и их хранение.

    7. Листинг и торговля виртуальными активами

      Биржи виртуальных активов должны будут внедрить и обеспечить соблюдение строгих правил для листинга и торговли виртуальными активами на своих платформах. В частности, им необходимо будет провести всю разумную комплексную проверку виртуальных активов, прежде чем выставлять их на торги.

    8. Финансовая отчетность и раскрытие информации

      Предлагается, чтобы лицензированные биржи следовали установленным требованиям аудита и раскрытия информации и публиковали аудированные отчеты.

    9. Предупреждение манипуляций с рынком и злоупотреблений

      Для надлежащего наблюдения за деятельностью на бирже виртуальных активов, чтобы выявлять, предотвращать и сообщать о любых манипуляциях на рынке или злоупотреблениях в торговле, необходимо будет внедрить письменные политики и средства контроля.

    10. Предотвращение конфликта интересов

      Во избежание любых конфликтов интересов лицензированным биржам виртуальных активов будет запрещено участвовать в частной торговле или рыночной деятельности на частной основе.

    В консультативном документе отмечается, что SFC опубликует консультацию о нормативных требованиях для лицензированных VASP до начала режима лицензирования.

  4. Предлагаемые полномочия SFC в отношении лицензированных бирж виртуальных активов

    SFC будет уполномочена контролировать соответствие AML/CFT лицензированных бирж виртуальных активов, а также отслеживать, расследовать и обеспечивать выполнение других AML/CFT обязательств в соответствии с режимом лицензирования.

    SFC будет предоставлено право входить в бизнес-помещения лицензированной биржи виртуальных активов и связанных с ней организаций для проведения обычной проверки, запроса документов и других записей, расследования случаев несоблюдения и наложения административных санкций за несоблюдение (включая приостановление или отзыв лицензии). SFC может также обратиться в суд с просьбой о судебном запрете, чтобы предотвратить дальнейшее нарушение лицензированной биржей виртуальных активов любых нормативных требований.

    Кроме того, SFC будет предоставлено право вмешательства для наложения ограничений и запретов на операции лицензированной биржи и связанных с ней организаций в определенных обстоятельствах, например, когда это необходимо для защиты активов клиентов.

    Также предлагается внести поправки в Часть 6 AMLO, чтобы расширить объем подлежащих пересмотру решений Трибунала по надзору в сфере AML/CFT, чтобы охватить апелляции против будущих решений, принятых SFC в отношении внедрения режима лицензирования и надзора VASP.

  5. Предлагаемые санкции за нелицензированную деятельность VA, несоблюдение требований и другие правонарушения

    FSTB предлагает следующие санкции и штрафы.

    Деяние/Правонарушение Предлагаемые санкции[6]
    Осуществление регулируемой деятельности с виртуальными активами без лицензии VASP или активного маркетинга, будь то в Гонконге или за пределами Гонконга, регулируемой деятельности с виртуальными активами или любой услуги, которая была бы регулируемой деятельностью, если бы она предоставлялась в Гонконге

    Штраф в размере 5 миллионов гонконгских долларов и тюремное заключение сроком на семь лет

    В случае длящегося правонарушения: дополнительный штраф в размере 100 000 гонконгских долларов за каждый день, в течение которого правонарушение продолжается

    Заявление, которое является ложным, вводящим в заблуждение в отношении сведений, предоставленных в связи с заявкой на лицензирование VASP Штраф в размере 1 миллиона гонконгских долларов и тюремное заключение сроком на два года
    Несоблюдение нормативных требований AML/CFT

    Лицензированный VASP и его ответственные сотрудники могут быть оштрафованы на 1 миллион гонконгских долларов и лишены свободы на два года

    Они также могут быть подвергнуты ряду административных санкций, включая отзыв или приостановление действия лицензий, выговор, судебный приказ или денежный штраф в размере не более 10 миллионов гонконгских долларов или трехкратной суммы полученной прибыли или предотвращенных затрат (в зависимости от того, что больше)

    Мошенническое или безрассудное введение в заблуждение с целью побудить другое лицо приобрести или продать виртуальный актив, независимо от того, проводится ли транзакция (или предлагается провести) в рамках или за пределами лицензированной биржи виртуальных активов Штраф в размере 1 миллиона гонконгских долларов и тюремное заключение сроком на два года
  6. 180-дневный льготный период

    Предполагается, что после вступления в силу нового режима лицензирования у бирж виртуальных активов будет 180 дней для получения лицензии VASP.

Технические поправки к AMLO

В консультационном документе также предлагается внести ряд технических поправок в AMLO.

  1. Определение политически значимых лиц (PEP)

    Определение иностранных политически значимых лиц, которые подлежат усиленной проверке клиентов (CDD), будет пересмотрено для обозначения лица, которому доверена видная общественная функция в месте за пределами Гонконга (а не за пределами Китайской Народной Республики как в настоящее время рассматривается в рамках AMLO). Это потребует проведения усиленной проверки в отношении политически значимых лиц из других частей Китая за пределами Гонконга.

    Также предлагается исключить из определения бывших политически значимых лиц (то есть лиц, ранее занимавших видные общественные функции). Вместо этого будет разрешен подход, основанный на оценке риска, для проведения усиленной проверки в отношении бывших политически значимых лиц, так что это может быть необязательно для бывших политически значимых лиц, которые оцениваются как представляющие более низкие риски.

  2. Бенефициарное владение трастом

    Определение «бенефициарного собственника» траста в соответствии с AMLO будет пересмотрено, чтобы уточнить, что оно включает доверительных собственников, бенефициаров и группу (классы) бенефициаров.

  3. Ситуации без личного присутствия

    Предлагается внести поправки в раздел 9 Приложения 2 к AMLO, который касается требований проверки в случаях, когда клиент физически не присутствует, чтобы разрешить использование независимых и надежных систем цифровой идентификации для идентификации и проверки клиентов.

  4. Осуществление денежных операций без лицензии

    В консультативном документе предлагается повысить штрафы за ведение нелицензированного бизнеса по денежному обслуживанию в Гонконге с штрафа в размере 100 000 гонконгских долларов и шести месяцев тюремного заключения до штрафа в размере 1 миллиона гонконгских долларов и двух лет тюремного заключения.

  5. Обмен надзорной информацией

    FSTB предлагает заменить разделы 49 и 53ZI AMLO, которые предусматривают обмен информацией в контексте надзора AMLO и CTF со стороны Таможенного и акцизного департамента и Регистратора компаний, аналогичным положением, применимым ко всем регулирующим органам в рамках AMLO. Также предлагается добавить положение о конфиденциальности, чтобы предотвратить разглашение лицами, в отношении которых проводится расследование по борьбе с отмыванием денег (AMLO), любой информации, которая может поставить под угрозу расследование.

Данная новостная рассылка предоставляется исключительно в информационных целях.

Содержание данной статьи не является юридической консультацией и не может рассматриваться в качестве подробной рекомендации.
Передача или получение этой информации не подразумевают и не являются фактом установления законных взаимоотношений между Charltons и пользователем либо наблюдателем.
Charltons не несет ответственности за какие-либо информационные материалы третьей стороны, доступ к которым может быть получен через сайт.

Если Вы не желаете получать новостную рассылку, пожалуйста, сообщите об этом по электронной почте: unsubscribe@charltonslaw.com

Лучшая юридическая бутик-компания по сопровождению сделок 2020 года
по версии Asian Legal Business Awards

ADDRESS

Dominion Centre,12th Floor
43-59 Queen’s Road East
Hong Kong

Тел: + (852) 2905 7888
Факс + (852) 2854 9596
www.charltonslaw.ru

Charltons — Законодательство Гонконга — 523 — 09 ноября 2020