Отчеты HKEX о глобальных углеродных рынках и возможностях для Гонконга
HKEX выпустила исследовательский отчет о росте глобальных углеродных рынков и возможностях для Гонконга в январе 2023 года. В отчете освещаются события на мировых углеродных рынках и биржах, анализируется рост углеродных рынков в Китае и указывается на потенциальную роль Гонконга как центра зеленого финансирования и регионального центра торговли выбросами углерода.
Исследовательский отчет доступен на веб-сайте HKEX (Исследовательский отчет HKEX).
Введение в углеродные рынки
После Киотского протокола 1997 г., который установил основу для торговли выбросами углерода, направленную на сокращение выбросов парниковых газов (ПГ) в среднем на 5% к 2012 г., Организация Объединенных Наций (ООН) и ее государства-члены продолжали устанавливать ограничения на выбросы углерода посредством соглашений об изменении климата в рамках Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКИК ООН). Парижское соглашение 2015 г. призвало государства-члены ООН к установлению «обязательных процедурных обязательств» по установлению их собственного «определяемого на национальном уровне вклада» в связи с окончанием второго периода обязательств по Киотскому протоколу. Парижское соглашение также позволило странам достичь своих целей по сокращению выбросов с помощью рыночных механизмов, включая торговые системы. Эти соглашения ООН, в свою очередь, способствовали расширению и развитию систем торговли квотами на выбросы и добровольных углеродных рынков, начиная с Системы торговли квотами на выбросы ЕС (EU ETS), запущенной в 2005 г., и заканчивая системой торговли квотами на выбросы в юрисдикциях, включая США, Канаду, Индию и Китай, в городах, странах и на региональном уровне. После такого развития схем торговли квотами на выбросы (ETS) в целом углеродные рынки расширились за счет включения деривативов, таких как углеродные фьючерсы и опционы, торгуемые на биржевых платформах и площадках внебиржевой торговли (OTC), а также инструментов хеджирования.
Типы углеродных рынков
Мировые углеродные рынки можно разделить на следующие два основных типа:
Углеродные рынки на основе квот
Углеродные рынки, основанные на квотах, основаны на «ограничении и торговле».1 Механизм, означающий, что регулирующий орган устанавливает ограничение или верхний предел выбросов ПГ (обычно измеряется в единицах тонн двуокиси углерода (CO2e)) на определенный период соблюдения. Ограничение может быть либо абсолютным (фиксированное количество выбросов), либо основанным на интенсивности («заранее установленный уровень выбросов относительно входных или выходных данных на уровне юрисдикции»), со снижающейся скоростью с течением времени или установленными периодами соблюдения. После того, как ограничение установлено, организациям, подпадающим под действие СТВ, либо бесплатно выделяются квоты на выбросы углерода, либо квоты продаются с аукциона на первичном рынке. Компании также могут покупать и продавать свои квоты на выбросы углерода на вторичном рынке для выполнения своих требований.
Проектные углеродные рынки
Углеродные рынки, основанные на проектах, обычно основаны на компенсационном механизме. В соответствии с этим механизмом не существует определенного предела выбросов для юрисдикции или компании. Выбросы ПГ могут быть снижены до уровня ниже уровня, установленного сторонними верификаторами на основе базового сценария, сформулированного с учетом секторов промышленности и их соответствующих технологических ограничений. Углеродные компенсации, также известные как углеродные кредиты, генерируются за счет предотвращения или сокращения выбросов углерода или их удаления или секвестрации с помощью прямых действий (например, лесовосстановление) или технологий (например, улавливание углерода).
Для проверки эффективности проекта компенсации выбросов углерода или плана проекта привлекаются независимые аудиторы, и их отчеты отправляются в орган по установлению стандартов, который обычно также является эмитентом сертификатов углеродных кредитов, для дальнейшей проверки. Для эмитентов углерода углеродные кредиты иногда могут использоваться для компенсации квот на выбросы углерода в соответствии с ETS или их собственными добровольными обязательствами.
Обязательные и добровольные углеродные рынки
Существует два типа углеродных рынков: обязательные и добровольные.
Обязательные углеродные рынки
Обязательные углеродные рынки обычно представляют собой углеродные рынки на основе квот с юридически обязывающими обязательствами по сокращению выбросов для организаций, подпадающих под действие СТВ. Этим организациям разрешено торговать своими квотами на выбросы углерода, чтобы выполнить свои требования по сокращению выбросов. Однако квоты на выбросы углерода также обычно не взаимозаменяемы на обязательных рынках, и это может привести к утечке углерода (т. е. когда организации преднамеренно перемещаются в юрисдикции с более низкими ценами на выбросы углерода). Тем не менее, существуют такие механизмы, как Механизмы корректировки углеродных границ, которые стремятся закрыть утечку путем введения тарифов, налогов и/или скидок на импорт и экспорт, чтобы облегчить любое потенциальное бремя для развивающихся стран с более слабыми режимами регулирования.
Добровольные углеродные рынки
Добровольные углеродные рынки обычно имеют не имеющие обязательной юридической силы обязательства по сокращению выбросов углерода и в первую очередь будут заниматься покупкой компенсаций за выбросы углерода у владельцев проектов по сокращению выбросов для добровольной компенсации своих выбросов парниковых газов. Как и в случае с обязательными углеродными рынками, связи между различными добровольными углеродными рынками практически отсутствуют, поскольку до сих пор не существует универсального стандарта для проверки лежащих в их основе проектов.
В настоящее время существует ограниченная совместимость между обязательными и добровольными углеродными рынками. Существующие связи между ними посредством использования добровольных углеродных рыночных кредитов покрывают только 3%-10% обязательств по соблюдению охватываемых организаций, и только несколько обязательных рыночных СТВ примут компенсацию за выбросы углерода в качестве средства для выполнения обязательств по соблюдению, и даже в этом случае, они должны быть высококачественными смещениями, основанными на «таксономии для категоризации».
Мировой углеродный рынок: факты и цифры
Основные системы торговли квотами на выбросы
В исследовательском отчете HKEX отмечается, что по состоянию на конец 2021 года насчитывалось 12 крупных многонациональных, национальных или региональных ETS2 по всему миру, причем в тройку лидеров по соотношению выбросов, охваченных в 2021 году, входят Квебек (78%), Калифорния (США) (74%) и Корея (73%). Однако, хотя количество выбросов углерода, охватываемых глобальными СТВ, увеличилось до 8,9 гигатонн CO2-эквивалента в 2022 году по сравнению с 2,1 гигатоннами CO2-эквивалента в 2005 году, доля глобальных выбросов, охватываемых СТВ, составляла лишь 17% на конец 2021 года.
Соотношение выбросов, охватываемых основными СТВ, значительно различалось (самое высокое значение — 78% (Квебек) и самое низкое — 10% (Швейцария)) из-за различной углеродной политики, проводимой в регионах или странах. Тем не менее, HKEX ожидает, что покрытие выбросов углерода через ETS увеличится в будущем.
Аукционы квот на выбросы углерода
Как упоминалось выше, большинство квот на выбросы углерода либо распределяются бесплатно, либо продаются с аукциона в рамках механизма ограничения и торговли. Согласно исследовательскому отчету HKEX, аукционы квот на выбросы углерода на мировых рынках привлекли более 161 миллиарда долларов США в период с 2008 по 2021 год, и наблюдается тенденция к росту цен на квоты на выбросы углерода в основных ETS на мировом рынке. Однако было отмечено, что, несмотря на повышательную тенденцию, текущие цены по-прежнему намного ниже 40–80 долларов США за тонну CO2-экв., необходимых для достижения цели ограничения повышения глобальной температуры в пределах 2 °C в соответствии с Парижскими соглашениями. Согласие с учетом того, что по состоянию на 2020 год только 3,76% выбросов углерода, охватываемых глобальными СТВ, превышали этот диапазон. Тем не менее, общий объем торгов на основных глобальных ETS увеличился с 5 до с 850 миллионов тонн CO2-эквивалента в 2016 году до 15 773 миллионов тонн CO2-эквивалента в 2021 году, а совокупный годовой темп роста за 5 лет составит 22%. По состоянию на 2021 год Европа и Северная Америка оставались крупнейшими рынками СТВ, исходя из годового объема торговли: 12 214 млн тонн CO2-экв. и 2 680 млн тонн CO2-экв. соответственно.
Добровольные углеродные рынки
Что касается добровольных углеродных рынков, ежегодная эмиссия глобальных углеродных компенсаций достигла 304 миллионов тонн CO2-эквивалента в течение первых десяти месяцев 2021 года по сравнению с 6 миллионами тонн CO2-эквивалента в 2007 году, при этом стоимость углеродных компенсаций достигла 2,0 миллиардов долларов США в 2021 году. Тем не менее, средняя цена и объем торговли углеродными компенсациями были намного ниже по сравнению с ценами на обязательном рынке, установившись в последние годы на уровне около 3 долларов США за тонну CO2-эквивалента, а объем торговли достиг лишь 104 тонн CO2-эквивалента в 2019 году.
В исследовательском отчете HKEX также отмечается большое расхождение в ценах по разным проектам: в августе 2021 года компенсация выбросов углерода при высадке лесов составляла в среднем 8,10 долларов США за тонну эквивалента CO2, в то время как кредиты на возобновляемые источники энергии оставались на уровне 1-2 долларов США за тонну эквивалента CO2. В исследовательском отчете HKEX это несоответствие объясняется проблемами стандартизации компенсации выбросов углерода из-за различных типов проектов по сокращению выбросов углерода и того, что потенциальные покупатели имеют разные предпочтения в отношении проектов. Отчет также отметил, что большинство углеродных зачетов на добровольных углеродных рынках по-прежнему продаются на внебиржевом рынке.
Углеродные рынки по всему миру
Система торговли квотами на выбросы Европейского Союза
Система торговли квотами на выбросы Европейского Союза (EU ETS), созданная в 2005 году, была первой ETS в мире и основана на механизме ограничения и торговли квотами. С 2005 года EU ETS прошла четыре этапа развития.
На первом этапе EU ETS охватывала выбросы CO2 от электростанций и энергоемких производств, а квоты на выбросы углерода (EUA) предоставлялись бесплатно. Национальные планы распределения (НПД) использовались для распределения EUA и позволили государствам-членам, принимая во внимание стандарты и принципы распределения ЕС и с учетом требования отчитываться перед Управляющим комитетом EU ETS, решать для себя общее количество EUA. Из-за значительного излишка бесплатных разрешений цена на EUA упала до нуля к 2007 г., а объемы торговли выросли с 321 млн EUA в 2005 г. до 2,1 млрд EUA к 2007 г.
На этапе 2 СТВ ЕС была распространена на другие отрасли, такие как авиация, и выбросы парниковых газов, кроме СО2 (например, двуокись серы и фтор). Хотя EUA по-прежнему в основном распределялись бесплатно, их предложение было установлено с учетом экономических условий, чтобы избежать падения цен, если количество выпущенных EUA превысит фактическое потребление углерода. Цена за тонну CO2-экв. EUA снова упала (с 30 долларов США в 2008 году до 8 долларов США в 2012 году), при этом в исследовательском отчете HKEX в качестве причины упоминается слабая экономическая активность после мирового финансового кризиса 2008 года. Тем не менее, объемы торговли EUA продолжали расти и подскочили до 7,9 млрд в 2012 году, что более чем вдвое превышает 3,1 млрд в 2008 году.
К фазе 3 EU ETS система NAP была заменена единым ограничением выбросов для всего ЕС, а аукционы стали средством распределения по умолчанию. Таким образом, на этапе 3 57% EUA были проданы с аукциона, а остальные были распределены бесплатно. Резерв рыночной стабильности (MSR) также был реализован на этапе 3 в качестве средства устранения дисбаланса между спросом и предложением EUA. Ограничение на EUA для стационарных установок в рамках EU ETS было установлено на уровне разрешенных выбросов в 2013 году, а также была поставлена цель ежегодно снижать выбросы на коэффициент линейного сокращения (LRF) в размере 1,74% от базовых выбросов в 2008-2012 годах. К 2020 году цене EUA удалось достичь примерно 30,1 доллара США за тонну эквивалента CO2.
В рамках текущей фазы 4 соотношение EUA, проданных с аукциона и свободно распределенных, осталось таким же, как и в фазе 3, и MSR остается в силе. Тем не менее, были поставлены гораздо более амбициозные цели с поэтапным отказом от бесплатного распределения для менее уязвимых секторов после 2026 года с 30% от общего предела до нуля к 2030 году, единовременным сокращением разрешений на 117 миллионов и снижением с увеличением LRF на 4,2% в год в период с 2021 по 2030 год, а «более амбициозный» предел для стационарных установок с LRF в размере 2,2% в год был установлен в 2021 году.
Что касается продуктов, доступных в рамках EU ETS, с 2005 года возможна как спотовая торговля EUA, так и фьючерсная торговля углеродом на NASDAQ Commodities и Чикагской товарной биржей (CME). В 2021 году на ICE Europe торговалось более десяти миллионов фьючерсных контрактов EUA, на EEX торговалось более шестисот тысяч фьючерсных контрактов и на Nasdaq Commodities торговалось 830 фьючерсных контрактов.
Углеродный рынок США
В настоящее время в США нет общенациональной ETS. Вместо этого существует ряд крупных региональных рынков торговли выбросами углерода:
- Региональная инициатива по выбросам парниковых газов (RGGI) — это обязательный рынок торговли выбросами углерода, основанный на аукционном механизме, созданном в 2009 году и на момент составления исследовательского отчета HKEX, охватывавший 225 электростанций в одиннадцати штатах-участниках. С момента создания до сентября 2021 года выбросы, охватываемые RGGI, сократились на 50%, при этом 4 миллиарда долларов США были привлечены для инвестиций в местные сообщества. В 2020 году его торговый объем достиг 270 миллионов тонн CO2-эквивалента с оборотом в 1,695 миллиарда евро;
- Западная климатическая инициатива (WCI), запущенная в 2007 году, стала первым рынком трансграничной торговли квотами на выбросы. Он состоит из семи штатов США и четырех провинций Канады и покрывает 90% общих выбросов углерода вышеупомянутых штатов и провинций. По состоянию на 2020 год объем торгов и оборот на WCI составляли 1 739 миллионов тонн CO2-эквивалента и 24,3 миллиарда евро соответственно; и
- Калифорнийская программа ограничения и торговли (CCTP) связана с системой ограничения и торговли Квебека через WCI. CCTP установила цель на 2020 год по сокращению общих выбросов ПГ до уровней, произведенных в 1990 году, и предложила установить ежегодные цели по сокращению выбросов на 4% в год с 2021 по 2030 год.
Торговля углеродными производными в США
Биржи в Соединенных Штатах предлагают стандартизированные фьючерсные и опционные контракты на квоты и компенсации выбросов парниковых газов. Во втором квартале 2021 года объем торгов данными фьючерсами и опционами составил 641,1 тыс. лотов.
Чикагская климатическая биржа (CCX) была запущена в 2003 году как система торговли квотами на выбросы парниковых газов, имеющая обязательную договорную силу и основанная на правилах. В основном он торгует контрактами на углеродный финансовый инструмент (CFI), представляющими 100 тонн эквивалента CO2, которые были запущены как контракты с наличными.
Чикагская биржа климатических фьючерсов (CCFE) занимается торговлей фьючерсами и опционами CFI на CCX. Базовые активы фьючерсных контрактов на CCFE включают кредиты на выбросы CO2 и других парниковых газов, а также сертифицированные сокращения выбросов (ССВ). CCX и CCFE были приобретены Межконтинентальной биржей (ICE) в 2010 году.
CME предлагает ряд контрактов на выбросы для хеджирования рисков на углеродных рынках Европы и США, включая фьючерсы и опционы на квоты RGGI, фьючерсы и опционы EUA на месяц поставки, а также стандартные фьючерсы на низкоуглеродное топливо в Калифорнии. В исследовательском отчете HKEX также отмечается, что CME недавно запустила следующее:
- фьючерсы на компенсацию глобальных выбросов, основанную на природных явлениях (N-GEO) – они основаны на приемлемых добровольных компенсациях от сельскохозяйственных, лесных и других проектов землепользования, которые имеют дополнительную аккредитацию в области климата и биоразнообразия; и
- фьючерсы на глобальную компенсацию выбросов (GEO) — на основе приемлемых добровольных кредитов на компенсацию выбросов углерода в рамках Схемы компенсации и сокращения выбросов углерода для международной авиации (CORSIA) в трех реестрах.3
Индия: торговля выбросами углерода в развивающейся стране
Индия, указанная в исследовательском отчете HKEX в качестве потенциального эталона для разработки СТВ в развивающихся странах, не обязана брать на себя конкретные обязательства на первом этапе Киотского протокола и, следовательно, не имеет внутренних рынков, обеспечивающих торговлю квотами на выбросы углерода. Вместо этого она приняла «одностороннюю стратегию» для хранения ССВ, полученных в результате проектов, зарегистрированных в рамках Механизма чистого развития в рамках РКИК ООН, для снижения затрат на выбросы.
В настоящее время фьючерсы на CER можно торговать на двух крупных местных биржах в Индии – Мультитоварной бирже Индии и Национальной бирже товаров и деривативов. Первая вступила в альянс с CCX в 2005 году, чтобы начать торговать фьючерсами CER, а вторая с 2008 года запустила ряд фьючерсных контрактов CER с различными сроками погашения. Фьючерсы на CER также в основном номинированы в рупиях.
Развитие углеродного рынка Китая
Взяв на себя обязательство достичь пика выбросов углерода к 2030 году и углеродной нейтральности к 2060 году, Китай в последнее десятилетие стремился развивать свои внутренние углеродные рынки, внедряя СТВ в экспериментальных регионах, прежде чем расширять их на национальном уровне.
Китайские региональные пилотные рынки торговли углеродом
Восемь регионов были определены в качестве пилотных регионов для торговли квотами на выбросы углерода (Пекин, Шанхай, Тяньцзинь, Шэньчжэнь, Гуандун, Чунцин, Хубэй и Фуцзянь). ETS были предназначены для следующих задач:
- помочь предприятиям использовать рыночные механизмы для управления экологическими рисками и затратами;
- обеспечить доверие к торговле квотами на выбросы путем предоставления стандартизированных торговых процедур и прозрачности; и
- поддерживать ликвидность рынка с помощью финансовых инноваций.
Подробная информация о различных СТВ пилотных регионов, включая охватываемую отрасль, предприятия, подпадающие под действие схемы, их производные углеродные продукты и конкретные инновации, изложены в Таблице 4 Исследовательского отчета HKEX.
Китайский национальный углеродный рынок
16 июля 2021 года China ETS начала торговлю квотами на выбросы углерода (CEA). На текущем начальном этапе единственным охваченным сектором является энергетический сектор, состоящий из 2162 электростанций по всему Китаю. Ожидается, что в период «14-й пятилетки» это распространится на сталелитейную, нефтехимическую, строительную и другие ключевые материалы, а в конечном итоге — на химическую, металлургическую, цветную металлургию, производство бумаги и авиацию.
В Административных мерах по торговле квотами на выбросы углерода (пробная реализация), вступивших в силу 1 февраля 2021 года, говорится, что основные отрасли, занимающиеся выбросами углерода, не будут участвовать в региональных пилотных рынках торговли квотами на выбросы углерода, а вместо этого перейдут на национальный рынок квот. Торги China ETS будут проводиться на Шанхайской бирже окружающей среды и энергии, а национальный реестр, системы регистрации и расчетов для CEA будут находиться в Ухане.
Сосуществование китайских сертифицированных сокращений выбросов
Временные меры 2012 года по администрированию сделок по добровольному сокращению выбросов парниковых газов позволяют китайским организациям подавать и регистрировать проекты по добровольному сокращению выбросов. Сокращения выбросов в результате этих добровольных проектов по сокращению выбросов признаются как CCER, которые могут быть проданы организациям с высоким уровнем выбросов, чтобы компенсировать процент их выбросов сверх выделенных им квот.
Разрешения в рамках режима обязательного регулирования в настоящее время составляют большую часть объема торговли на углеродном рынке Китая, хотя добровольная торговля CCER является полезным дополнением к обязательной торговле разрешениями. Компаниям в Китае в настоящее время разрешено покрывать до 5% своих обязательств перед CCER. В исследовательском отчете HKEX отмечается, что эффективность усилий по сокращению выбросов углерода будет повышена за счет объединения двух торговых моделей.
Углеродные рынки Китая: перспективы и развитие
В исследовательском отчете HKEX отмечается рост цен на CEA, который вырос на 13% до 54,22 юаня (8,52 доллара США) за тонну CO2-эквивалента в конце 2021 года по сравнению с начальной ценой на CEA в день начала торгов 16 июля 2021 года. В 2021 году в общей сложности 179 миллионов тонн CEA перешли из рук в руки за 114 торговых дней. Ожидается, что охват и доступ как СТВ Китая, так и добровольных углеродных рынков со временем будут расширяться, при этом охват СТВ достигнет 60% от общего объема выбросов и совокупной торговой стоимости достигнет 100 миллиардов юаней к 2030 году.
Возможности для Гонконга
Учитывая приверженность Китая достижению углеродной нейтральности к 2060 году, исследовательский отчет HKEX подчеркивает «огромные возможности» для превращения Гонконга в центр «зеленых» финансов и региональный центр торговли выбросами углерода. В частности, он предусматривает:
- Способность Гонконга преодолеть разрыв между международными инвесторами и углеродными рынками Китая, предлагая доступ к национальной ETS Китая и в районе Большого залива;
- Что международно признанные услуги экологической сертификации Гонконга и знание международного и китайского языков могут помочь в установлении связей между китайскими и международными инвесторами и углеродными проектами через платформу торговли выбросами углерода; и
- Потенциал развития Гонконга в качестве регионального центра торговли выбросами углерода и центра управления оффшорными рисками для поддержки развития углеродных рынков Китая.
В 2022 году Гонконгская фондовая биржа запустила две инициативы по выбросам углерода — Гонконгский международный совет по углеродному рынку и Core Climate (новый международный углеродный рынок, предлагающий универсальное решение для торговли, хранения и расчетов).
В отчете делается вывод о том, что, связывая международных инвесторов с углеродными рынками Китая, Гонконг может сыграть роль суперконнектора, связывающего инвесторов с углеродными проектами.