Выбрать страницу
Законодательство Гонконга
Август 2016
Соглашение об избежании двойного налогообложения между Россией и Гонконгом вступило в силу

Соглашение об избежании двойного налогообложения между Россией и Гонконгом вступило
в силу

Введение

Соглашение об избежании двойного налогообложения и предотвращение уклонения от налогообложения
в отношении доходов1 между Россией и Гонконгом («Соглашение») было подписано 18 января 2016 года и вступило
в силу 29 июля 2016. Соглашение об избежании двойного налогообложения между Россией
и Гонконгом, как ожидается, повысит экономические и торговые связи между двумя странами.

Основной целью данного Соглашения является способствование бизнес деятельности, увеличение
потока капитала между Россией и Гонконгом, избежание двойного налогообложения между
странами, ограничение уклонения от уплаты налогов в соответствие с международными
стандартами. Подписание соглашения — это очередной этап развития сотрудничества между
странами Азиатско-Тихоокеанского региона в финансовой сфере, где Гонконг выступает
в качестве ворот для потока капитала между Россией и материковым Китаем.

Соглашение предоставляет стимул для российских компаний в отношении бизнес деятельности,
повышает привлекательность инвестиций в российские активы для азиатских и западных
инвесторов.

Для гонконгских инвесторов ключевыми преимуществами являются: — Налоговая ставка на
дивиденды снизилась с 15% до 10% и 5%. Более низкая налоговая ставка применяется,
когда фактическим лицом, имеющим право на получение дивидендов, является компания,
которая прямо владеет не менее 15% акций компании, выплачивающей дивиденды; — Российская
минимальная налоговая ставка на доходы от авторских прав и лицензий составляет 3%
из 20% для компаний, и 30% для физических лиц; — Гонконгские авиакомпании, выполняющие
рейсы в Россию, будут облагаться налогом только в Гонконге. Прибыль от эксплуатации
морских или воздушных судов в международных перевозках подлежат налогообложению только
в Гонконге для резидентов Гонконга и только в России для резидентов России в соответствии
с Соглашением.

Каждая сторона обязана предоставить письменное уведомление о завершении процедур,
необходимых согласно законодательству. Соглашение вступит в силу с даты получения
последнего из этих уведомлений и будет применяться в Гонконге для налогов за любой
год оценки, начиная с 1 апреля или после 1 апреля календарного года, следующего за
годом, в котором настоящее Соглашение вступает в силу. В России Соглашение будет применяться
к налогам за любые налоговые периоды, начинающиеся 1 января или после 1 января календарного
года, следующего за годом, в котором настоящее Соглашение вступает в силу.

Налоги, на которые распространяется настоящее Соглашение

Настоящее соглашение распространяется на налоги на доходы, включая доходы от отчуждения
движимого или недвижимого имущества, налог на заработную плату и налог на имущество.
В случае Гонконга настоящее соглашение применяется к налогам на доходы физических
и юридических лиц.

Резидент

Важным термином настоящего соглашения является определение резидента, особенно в случае
Гонконга, где нет общего определения в законодательстве Гонконга. Резидент Гонконга
определяется как любое физическое лицо, проживающее в Специальном Административном
Районе Гонконг; любое физическое лицо, находящееся в Специальном Административном
Районе Гонконг в течение более 180 дней налогового года или более 300 дней в течение
двух налоговых лет. Компания, зарегистрированная в Специальном Административном Районе
Гонконг, является резидентом Гонконга или ( в случае регистрации за пределами Гонконга)
компания, управление и менеджмент которой происходит в Гонконге, а также любое другое
лицо, созданное в соответствии с гонконгским законодательством или управляющееся в
Гонконге (в случае создания за пределами Специального Административного Района Гонконг).

Резидентом Российской Федерации является любое лицо, которое в соответствии с законодательством
России подлежит в ней налогообложению на основании места его жительства либо постоянного
пребывания, места регистрации, места фактического управления или любого другого критерия.
Этот термин в то же время не включает любое лицо, подлежащее налогообложению в России
исключительно в отношении доходов от источников в России.

Соглашение устанавливает ряд правил, определяющих статус резидента для лиц, являющихся
одновременно резидентом России и Гонконга. В случае, если юридическое лицо является
резидентом обеих Договаривающихся Сторон (каждая «Договаривающаяся Сторона»), оно
признается резидентом той Договаривающейся Стороны, в которой расположено место его
фактического управления.

Постоянное представительство

Согласно Статье 5 термин постоянное представительство определяется как фиксированное
место деятельности, через которое предприятие полностью или частично осуществляет
предпринимательскую деятельность. Постоянное представительство включает в себя место
управления, отделение, контору, фабрику, мастерскую, шахту, нефтяную или газовую скважину,
карьер или любое другое место добычи природных ресурсов. Постоянное представительство
может также включать в себя предоставление услуг, включая консультационные, но только
в том случае, если деятельность такого характера осуществляется в Договаривающейся
Стороне в течение периода или периодов, составляющих 183 дня в любом 12-месячном периоде.
Некоторые виды деятельности не попадают под определение постоянного представительства,
например, использование сооружений исключительно для целей хранения товаров или изделий,
принадлежащих предприятию.

Тот факт, что компания, которая является резидентом одной Договаривающейся Стороны,
контролирует или контролируется компанией, являющейся резидентом другой Договаривающейся
Стороны, или компания, которая осуществляет предпринимательскую деятельность в этой
другой Договаривающейся Стороне (либо через постоянное представительство, либо иным
образом), не означает, что любая такая компания становится постоянным представительством
другой компании.

Прибыль от предпринимательской деятельности

Согласно Статье 7 Соглашения прибыль предприятия Договаривающейся Стороны подлежит
налогообложению только в этой Договаривающейся Стороне, если только такое предприятие
не осуществляет предпринимательскую деятельность в другой Договаривающейся Стороне
через находящееся там постоянное представительство. Термин «постоянное представительство»
означает фиксированное место деятельности, через которое предприятие полностью или
частично осуществляет предпринимательскую деятельность. Если предприятие осуществляет
предпринимательскую деятельность указанным образом, то прибыль этого предприятия может
облагаться налогом в этой другой Договаривающейся Стороне, но только в той части,
которая относится к этому постоянному представительству.

Ассоциированные предприятия

Соглашение также определяет налогообложение для ассоциированных предприятий. В Статье
9 определяются ассоциированные предприятия, которые a) включают в себя предприятия
Договаривающейся Стороны прямо или косвенно участвующие в управлении, контроле или
капитале предприятия другой Договаривающейся Стороны; или b) одни и те же лица прямо
или косвенно участвуют в управлении, контроле или капитале предприятия одной Договаривающейся
Стороны и предприятия другой Договаривающейся,

И между двумя предприятиями в их коммерческих и финансовых взаимоотношениях создаются
или устанавливаются условия, отличные от тех, которые имели бы место между независимыми
предприятиями. В этом случае прибыль, которая могла бы быть начислена одному из предприятий,
но из-за наличия этих условий не была ему начислена, может быть включена в прибыль
этого предприятия и соответственно обложена налогом.

Прибыль, которая могла бы быть начислена одному из предприятий, но из-за наличия этих
условий не была ему начислена, может быть включена в прибыль этого предприятия и соответственно
обложена налогом. В этом случае, если одна Договаривающаяся Сторона включает в прибыль
предприятия этой Договаривающейся Стороны и, соответственно, облагает налогом прибыль,
в отношении которой предприятие другой Договаривающейся Стороны было подвергнуто налогообложению
в этой другой Договаривающейся Стороне, то тогда другая Договаривающаяся Сторона производит
соответствующую корректировку суммы начисленного в нем налога на эту прибыль.

Дивиденды

Дивиденды определяются как доход от акций или других прав, не являющихся долговыми
требованиями, дающих право на участие в прибыли, а также доходы от других корпоративных
прав, которые подлежат такому же налогообложению, как доходы от акций в соответствии
с законодательством той Договаривающейся Стороны, резидентом которой является компания,
распределяющая прибыль.

Статья 10 (1) определяет, что дивиденды, выплачиваемые компанией, которая является
резидентом одной Договаривающейся Стороны, резиденту другой Договаривающейся Стороны,
могут облагаться налогом в этой другой Договаривающейся Стороне. Согласно Статье 10
(2) дивиденды могут также облагаться налогом Договаривающейся Стороной, резидентом
которой является компания, выплачивающая дивиденды. Право Договаривающейся стороны
на налог базируется на природе дивидендов и ограничивается 10 % от общей суммы дивидендов.
Однако установлена налоговая ставка в 5% в отношении дивидендов, выплачиваемых компанией
(не являющейся товариществом), которая прямо владеет не менее чем 15% капитала компании,
выплачивающей дивиденды. Эта мера направлена на предотвращение двойного налогообложения
и способствует международным инвестициям.

Есть также некоторые исключения в отношении дивидендов, выплачиваемых в том числе
Правительств Договаривающихся сторон, государственных подразделениями, Центрального
банка и Валютного Управления Гонконга.

Ограничения согласно параграфам 1 и 2 Статьи 10 предусматриваются для лиц, имеющих
фактическое право на дивиденды, будучи резидентом одной Договаривающейся Стороны и
осуществляющие предпринимательскую деятельность в другой Договаривающейся Стороне,
резидентом которой является компания, выплачивающая дивиденды через расположенное
там постоянное представительство, и дивиденды связаны с таким постоянным представительством
или постоянной базой.

Соглашение исключает экстерриториальное налогообложение дивидендов в случае, если
резидент Договаривающейся Стороны, получает прибыль или доход из другой Договаривающейся
Стороны, то эта другая Договаривающаяся Сторона не может взимать никакие налоги с
дивидендов, выплачиваемых этой компанией. Существует два исключения: (а) для дивидендов,
которые выплачиваются резиденту этой другой Договаривающейся Стороны, или (б) для
участия, в отношении которого выплачиваются дивиденды, фактически связано с постоянным
представительством или постоянной базой, находящимися в этой другой Договаривающейся
Стороне. Статья 5(5) предусматривает, что компании — нерезиденты не являются субъектом
налогообложения на нераспределенную прибыль.

Статья 10 не может быть применена, если основной целью или одной из основных целей
любого лица, связанного с созданием или передачей акций или других прав, в отношении
которых выплачиваются дивиденды, было получение льгот в соответствии с настоящей статьей
путем таких создания или передачи.

Проценты и доходы от авторских прав и лицензий

В отличие от Модельной конвенции ОЭСР, Статья 11 настоящего Соглашения оговаривает
особые права на налог на проценты в отношении государства резидентства. В частности
Статья 11 (1) определяет что проценты, возникающие в Договаривающейся Стороне и выплачиваемые
резиденту другой Договаривающейся Стороны, подлежат налогообложению только в этой
другой Договаривающейся Стороне. Это ограничение однако не применяется в ситуациях,
когда лицо, имеющее фактическое право на проценты, будучи резидентом одной Договаривающейся
Стороны, осуществляет предпринимательскую деятельность в другой Договаривающейся Стороне,
в которой возникают проценты, через находящееся там постоянное представительство или
оказывает в этой другой Договаривающейся Стороне независимые личные услуги через расположенную
там постоянную базу и долговое требование, на основании которого выплачиваются проценты,
фактически связано с такими постоянным представительством или постоянной базой. В
этом случае в зависимости от обстоятельств применяются положения Статьи 7 (Прибыль
от предпринимательской деятельности) или положения Статьи 14 (Доход от независимых
личных услуг) настоящего Соглашения.

Термин «проценты» определен и означает доход от долговых требований любого вида независимо
от ипотечного обеспечения и права на участие в прибылях должника, и в частности, доход
от государственных ценных бумаг и доход от облигаций или долговых обязательств, включая
премии и призы, связанные с такими бумагами, облигациями и обязательствами.

К доходам от авторских прав и лицензий не применяются специальные правила налогообложения.
Статья 12 определяет, что доходы от авторских прав и лицензий, возникающие в Договаривающейся
Стороне, на которые имеет фактическое право резидент другой Договаривающейся Стороны,
могут облагаться налогом в этой другой Договаривающейся Стороне. Однако такие доходы
могут также облагаться налогом Договаривающейся Стороной, в которой они возникают,
в соответствии с законодательством этой Договаривающейся Стороны, но если лицо, имеющее
фактическое право на доходы от авторских прав и лицензий, является резидентом другой
Договаривающейся Стороны, то взимаемый таким образом налог не должен превышать 3%
общей суммы доходов от авторских прав и лицензий.

Это ограничение не применимо в случае, когда лицо, имеющее фактическое право на доходы
от авторских прав и лицензий, будучи резидентом одной Договаривающейся Стороны, осуществляет
предпринимательскую деятельность в другой Договаривающейся Стороне через находящееся
там постоянное представительство или оказывает в этой другой Договаривающейся Стороне
независимые личные услуги, в отношении которых выплачиваются доходы от авторских прав
и лицензий, фактически связаны с такими постоянным представительством или постоянной
базой (согласно Статье 12(4)).

Доходы от авторских прав и лицензий определены как платежи любого вида, получаемые
в качестве возмещения за использование или за предоставление права пользования любым
авторским правом на произведения литературы, искусства или науки, включая кинофильмы,
фильмы или пленки для теле- или радиовещания, любым патентом, товарным знаком, дизайном
или моделью, планом, секретной формулой или процессом.

Согласно Статьям 11(4) и 12(5), проценты возникают в Договаривающейся Стороне, если
плательщик является резидентом этой Договаривающейся Стороны, и доходы от авторских
прав и лицензий возникают в Договаривающейся Стороне, если плательщиком является резидент
этой Договаривающейся Стороны.

Согласно Соглашению, существуют также ограничения в отношении положений, касающихся
налогообложения процентов и доходов от авторских прав и лицензий в случаях, когда
по причине особых отношений между плательщиком и лицом, имеющим фактическое право
на доходы, или между ними обоими и каким-либо другим лицом сумма доходов, превышает
сумму, которая была бы согласована между плательщиком и лицом, имеющим право на доходы,
при отсутствии таких отношений. В таком случае избыточная часть платежа по-прежнему
подлежит налогообложению в соответствии с законодательством каждой из Договаривающихся
Сторон с учетом других положений настоящего Соглашения.

Статьи 11 и 12, относящиеся к процентам и доходам от авторских прав и лицензий соответственно,
не применяются, если основной целью или одной из основных целей любого лица, связанного
с созданием или передачей прав, в отношении которых выплачиваются проценты (Статья
11(6)) или доходы от авторских прав и лицензий (Статья 12(7)), было получение льгот
в соответствии со Статьей 11 или Статьей 12 путем таких создания или передачи.

Доходы от отчуждения имущества

В Статье 13(1) определяется, что доходы, полученные резидентом одной Договаривающейся
Стороны от отчуждения недвижимого имущества, определенного статьей 6 настоящего Соглашения
и находящегося в другой Договаривающейся Стороне, могут облагаться налогом в этой
другой Договаривающейся Стороне.

В Соглашении также определяется налогообложение доходов от отчуждения имущества в
отношении движимого имущества. Доходы, полученные от отчуждения движимого имущества,
составляющего часть имущества постоянного представительства, которое предприятие одной
Договаривающейся Стороны имеет в другой Договаривающейся Стороне, включая такие доходы
от отчуждения этого постоянного представительства (отдельно или вместе со всем предприятием)
или постоянной базы, могут облагаться налогом в этой другой Договаривающейся Стороне.
В отличие от Модельной конвенции ОЭСР, доходы от движимого имущества, относящегося
к постоянной базе, которой резидент одной Договаривающейся Стороны располагает в другой
Договаривающейся Стороне для оказания независимых личных услуг облагается налогом
в другой Договаривающейся Стороне.

Статья 13 настоящего Соглашения определяет налогообложение доходов от отчуждения акций.
В случае доходов, получаемых резидентом Договаривающейся Стороны от отчуждения акций,
более 50% в стоимости которых прямо или косвенно представлено недвижимым имуществом,
расположенным в другой Договаривающейся Стороне, могут облагаться налогом в этой другой
Договаривающейся Стороне. Это ограничение не применяется к следующим доходам от отчуждения
акций: (а) которые обращаются на фондовой бирже, которая согласована Сторонами; (b)
которые были отчуждены или обменяны в ходе реорганизации компании, слияния, разделения
или подобной операции; (c) компании, более 50% стоимости которых прямо или косвенно
представлено недвижимым имуществом, в котором она осуществляет свою предпринимательскую
деятельность.

Доходы от отчуждения любого имущества, за исключением имущества, указанного в Статье
13 (недвижимое и движимое имущество, транспортные средства, акции) облагаются налогом
только Договаривающейся Стороной, резидентом которой является лицо, отчуждающее имущество.

Положения Статьи 13 не применяются, если основной целью или одной из основных целей
любого лица, связанного с отчуждением, в связи с которым выплачиваются доходы, было
получение льгот в соответствии с настоящей статьей путем такого отчуждения.

Доход от независимых личных услуг, работы по найму и гонорары директоров

Соглашение определяет налогообложение доходов от независимых личных услуг (Статья
14), доходов от работы по найму (Статья 15) и гонораров директоров (Статья 16). В
Модельной конвенции ОЭСР была удалена статья о независимых личных услугах.

В Соглашении доход резидента Договаривающейся Стороны от оказания профессиональных
услуг или другой деятельности независимого характера облагается налогом только в этой
Договаривающейся Стороне, за исключением случаев, когда он располагает в другой Договаривающейся
Стороне постоянной базой для осуществления своей деятельности. При наличии такой постоянной
базы доход может облагаться налогом в другой Договаривающейся Стороне, но только в
той части, которая относится к этой постоянной базе.

Термин «профессиональные услуги» включает, в частности, независимую научную, литературную,
художественную, образовательную или преподавательскую деятельность, а также независимую
деятельность врачей, юристов, инженеров, архитекторов, стоматологов и бухгалтеров.

Заработная плата и другие подобные вознаграждения, получаемые резидентом Договаривающейся
Стороны в отношении работы по найму, облагаются налогом только в этой Договаривающейся
Стороне, если только работа по найму не осуществляется в другой Договаривающейся Стороне.
Вознаграждение, получаемое резидентом Договаривающейся Стороны в отношении работы
по найму, осуществляемой в другой Договаривающейся Стороне, облагается налогом только
в первой указанной Договаривающейся Стороне, если: a) получатель находится в другой
Стороне в течение периода или периодов, не превышающих в совокупности 183 дней в любом
12-месячном периоде, начинающемся или заканчивающемся в соответствующем налоговом
году; b) вознаграждение выплачивается нанимателем или от имени нанимателя, который
не является резидентом другой Договаривающейся Стороны; c) расходы по выплате вознаграждения
не несет постоянное представительство или постоянная база, которые наниматель имеет
в другой Договаривающейся Стороне. Налоги от доходов от государственной службы, пенсии
и вознаграждение гонораров директоров являются предметом отдельных положений.

Гонорары директоров и другие подобные выплаты, получаемые резидентом одной Договаривающейся
Стороны в качестве члена совета директоров компании, которая является резидентом другой
Договаривающейся Стороны, могут облагаться налогами в этой другой Договаривающейся
Стороне.

Обмен информацией

Статья 25 определяет обмен информацией между компетентными органами Гонконга и России
в отношении вопросов налогообложения, которые имеют отношение к осуществлению положений
настоящего Соглашения. Существует ряд мер по обеспечению безопасности. Информация,
имеющая отношение к осуществлению положений настоящего Соглашения либо необходимая
для администрирования или исполнения законодательства Договаривающихся Сторон в отношении
налогов, на которые распространяются настоящее Соглашение и Протокол к нему, в той
степени, в какой налогообложение в соответствии с законодательством не противоречит
настоящему Соглашению. Любая информация, полученная Договаривающейся Стороной в соответствии
с Соглашением, является конфиденциальной так же, как и информация, получаемая в соответствии
с законодательством этой Договаривающейся Стороны. Положения Статьи 25 ни в коем случае
не должны истолковываться как обязывающие Договаривающуюся сторону предоставлять информацию,
которая раскрывала бы какую-либо торговую, предпринимательскую, промышленную, коммерческую
или профессиональную тайну либо торговый процесс или раскрытие которой противоречило
бы публичному порядку.

Заключение

Соглашение между Россией и Гонконгом не только обеспечивает хорошую основу для минимизации
двойного налогообложения, но открывает новые возможности для бизнес деятельности и
финансовых транзакций между двумя странами. Соглашение является всесторонним и охватывает
широкий спектр налогов, в том числе налогов от предпринимательской деятельности, пассивных
доходов и доходов от отчуждения имущества.

  1. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Специального
    Административного Района Гонконг Китайской Народной Республики об избежании двойного
    налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов
    на доходы и Протокола к нему http://government.ru/docs/20958/

Данная новостная рассылка предоставляется исключительно в информационных целях.

Содержание данной статьи не является юридической консультацией и не может рассматриваться в качестве подробной рекомендации.
Передача или получение этой информации не подразумевают и не являются фактом установления законных взаимоотношений между Charltons и пользователем либо наблюдателем.
Charltons не несет ответственности за какие-либо информационные материалы третьей стороны, доступ к которым может быть получен через сайт.

Если Вы не желаете получать новостную рассылку, пожалуйста, сообщите об этом по электронной почте: unsubscribe@charltonslaw.com

Лучшая юридическая бутик-компания по сопровождению сделок 2020 года
по версии Asian Legal Business Awards

ADDRESS

Dominion Centre,12th Floor
43-59 Queen’s Road East
Hong Kong

Тел: + (852) 2905 7888
Факс + (852) 2854 9596
www.charltonslaw.ru

Charltons — Новостная рассылка по Законодательство Гонконга — Выпуск 344 — 1 августа 2016

соглашение об избежании двойного налогообложения СОИДН Гонконг

гонконг и россия двойное налогообложение

гонконг и россия налоги

Российские компании в Гонконге

Двойное налогообложение в Гонконге

Соглашение об избежании двойного налогообложения между Россией и Гонконгом 2016

Двойное налогообложение для российских компаний в Гонконге

Налоги в Гонконге для резидентов России

двойное налогообложение Китай Гонконг

Налог на доходы от авторских прав и лицензий в Гонконге
Постоянное представительство российских компаний в Гонконге
Обмен информацией по налогообложению между Россией и Гонконгом
отношение России к гонконгским компаниям
Система налогообложения между Гонконгом и Россией