Выбрать страницу
Законодательство Гонконга
Февраль 2022
SFC и HKMA выпускают совместный циркуляр о деятельности посредников, связанной с виртуальными активами

SFC и HKMA выпускают совместный циркуляр о деятельности посредников, связанной с виртуальными активами

Совместный циркуляр SFC/HKMA о деятельности посредников, связанной с виртуальными активами1, содержит обновленное руководство для посредников, распространяющих продукты, связанные с виртуальными активами, и/или предоставляющих услуги по сделкам с виртуальными активами или консультационные услуги. Что касается распределения фондов виртуальных активов, последний совместный циркуляр заменяет Циркуляр SFC от ноября 2018 года для посредников по распределению фондов виртуальных активов2.

Последний циркуляр, выпущенный 28 января 2022 года, является ответом на растущий интерес посредников к распределению виртуальных активов и предоставлению клиентам услуг по управлению виртуальными активами3, а также следует за пересмотром регулирующими органами их существующей политики в свете развития рынка и отраслевых запросов. Ключевые моменты, на которые следует обратить внимание, заключаются в том, что:

  • Лицензированные или зарегистрированные посредники Типа 1 могут предоставлять услуги по торговле виртуальными активами своим существующим клиентам, сотрудничая с платформой для торговли виртуальными активами, лицензированной SFC, и либо приводя клиентов на платформу для прямой торговли, либо открывая омнибусный счет на платформе;

  • Посредники могут распространять продукты, связанные с виртуальными активами, только среди профессиональных инвесторов и при этом должны соблюдать дополнительные меры защиты инвесторов, а также требования к сложным продуктам в соответствии с Кодексом поведения SFC; а также

  • Циркуляр разрешает розничное предложение производных продуктов, связанных с виртуальными активами, которые торгуются на бирже, указанными в Приложении 3 к Правилам о ценных бумагах и фьючерсах (финансовых ресурсах), которые, в случае биржевых производных фондов виртуальных активов, которые были разрешены/одобрены для розничного предложения соответствующим регулирующим органом.

HKMA и Страховое управление Гонконга также выпустили отдельные циркуляры, как описано ниже.

Определение виртуальных активов и деятельности, связанной с виртуальными активами

В совместном циркуляре используется определение «виртуальные активы», использованное в Позиционном документе SFC от ноября 2019 года по регулированию платформ для торговли виртуальными активами4. Цифровые активы определяются как цифровые представления стоимости, которые могут быть в форме цифровых токенов (таких как служебные токены или токены, обеспеченные ценными бумагами или другими активами) или любыми другими виртуальными товарами, криптоактивами или другими активами по существу того же характера, независимо от того, являются ли они «ценными бумагами» или «фьючерсными контрактами», как это определено в Постановлении о ценных бумагах и фьючерсах (SFO). Однако определение в последнем циркуляре также включает стейблкоины, но исключает цифровые валюты центрального банка (CBDC).

«Продукты, связанные с виртуальными активами» (также называемые «продуктами, связанными с виртуальными активами») определяются в совместном проспекте как инвестиционные продукты, которые:

  • имеют основную цель или стратегию инвестирования в виртуальные активы;

  • получают свою стоимость в первую очередь из стоимости и характеристик виртуальных активов; или

  • отслеживают или воспроизводят результаты или доходы от инвестиций, которые точно соответствуют виртуальным активам или соответствуют им.

Распространение продуктов, связанных с виртуальными активами

Риски продукта, связанные с виртуальными активами

Циркуляр комментирует неравномерность глобального нормативно-правового поля для виртуальных активов и тот факт, что многие поставщики услуг для продуктов, связанных с виртуальными активами, включая депозитариев, управляющих фондами, платформы для торговли виртуальными активами и поставщиков индексов, остаются нерегулируемыми или подпадают только под действие антимонопольного законодательства и законодательства по предотвращению отмывания денег и противодействию финансированию терроризма (ПОД/ФТ) или же имеется только легкое регулирование. По мнению регулирующих органов Гонконга, отсутствие надежного регулирования создает дополнительные риски контрагентов для инвесторов. Они также рассматривают отсутствие регулирования спотовых рынков виртуальных активов как причину для беспокойства о защите инвесторов, начиная от отсутствия прозрачности ценообразования и заканчивая возможностью манипулирования рынком.

Продукты, связанные с виртуальными активами, как сложные продукты

В совместном циркуляре отмечается, что, поскольку розничные инвесторы вряд ли осознают риски, связанные с продуктами, связанными с виртуальными активами, их следует рассматривать как «сложные продукты» для целей пункта 5.5 Кодекса поведения SFC5 и главы 6 ее Руководства по платформам онлайн распространения и консультирования6. Таким образом, посредники должны соблюдать требования параграфа 5.5 Кодекса поведения, регулирующего продажу сложных продуктов, включая обязательство обеспечивать разумную пригодность продукта, связанного с виртуальными активами, для соответствующих клиентов. При определении пригодности посредник должен убедиться, что совокупная сумма, которую клиент должен инвестировать в продукты, связанные с виртуальными активами, является разумной с учетом собственного капитала клиента. Требования SFC к продаже сложных продуктов применяются независимо от того, запросил или рекомендовал ли посредник продажу.

Дополнительные меры защиты инвесторов

Дополнительные меры защиты инвесторов вводятся для устранения конкретных рисков, связанных с продуктами, связанными с виртуальными активами, в том числе непроизводные продукты, связанные с виртуальными активами, которые торгуются на обычных зарубежных биржах, такие как биржевые фонды виртуальных активов (ETF) и биржевые продукты (ETP).

Ограничения на продажу

За исключением производных продуктов, связанных с виртуальными активами, которые торгуются на определенных биржах (обсуждается ниже), продукты, связанные с виртуальными активами, которые являются сложными продуктами (такими как зарубежные непроизводные ETF виртуальных активов), могут предлагаться только профессиональным инвесторам.

Тест на знание виртуальных активов

Посредники должны оценивать знания клиентов о виртуальных активах и продуктах, связанных с виртуальными активами, перед проведением транзакций с продуктами, связанными с виртуальными активами, от их имени, за исключением случаев, когда клиент является институциональным профессиональным инвестором7 или квалифицированным корпоративным профессиональным инвестором8, как это определено в Кодексе поведения SFC. Транзакция может быть совершена для клиента только без необходимых знаний, если: (а) это будет в наилучших интересах клиента; и (b) клиенту было предоставлено обучение по характеру и рискам виртуальных активов.

При оценке знаний клиентов о продуктах, связанных с виртуальными активами, посредники могут учитывать их предшествующий торговый опыт или опыт работы с виртуальными активами или продуктами, связанными с виртуальными активами, или обучение или курсы, которые они прошли по виртуальным активам или продуктам, связанным с виртуальными активами (Приложение 19 к циркуляру). Оценка знаний может проводиться разово перед заключением сделки с продуктом, связанным с виртуальными активами. Клиенты могут считаться обладающими знаниями о виртуальных активах, если они выполнили пять или более транзакций с любым виртуальным активом или продуктом, связанным с виртуальным активом, за предыдущие три года.

Посредники также должны гарантировать, что у клиентов достаточно собственного капитала, чтобы принять на себя риски и нести потенциальные убытки, связанные с торговлей продуктами, связанными с виртуальными активами.

Производные продукты, связанные с виртуальными активами, торгуемые на определенных биржах

Циркуляр позволяет предлагать ограниченную категорию производных продуктов, связанных с виртуальными активами, розничным инвесторам в Гонконге. Это производные продукты, связанные с виртуальными активами, которые торгуются на одной из бирж, указанных в Приложении 3 к Правилам о ценных бумагах и фьючерсах (финансовых ресурсах) (Определенные биржи), и, в случае биржевых производных фондов виртуальных активов, они должны быть разрешены или одобрены для предложения розничным инвесторам соответствующим регулирующим органом в одной из юрисдикций, указанных в Приложении 2 к циркуляру. Назначенными юрисдикциями являются Австралия, Франция, Германия, Ирландия, Люксембург, Малайзия, Нидерланды, Швейцария, Тайвань, Китай, Таиланд, Великобритания и США.

Ограничение «только для профессионалов» для этих продуктов ослаблено, потому что в случае фьючерсных контрактов на виртуальные активы, торгуемых на определенной бирже, торговля регулируется общепринятыми правилами, и поэтому прозрачность ценообразования и потенциальное манипулирование рынком считаются менее важными. Это также должно относиться к публичным ETF виртуальных активов на основе фьючерсов, авторизованным или одобренным регулирующим органом определенной юрисдикции для розничных предложений, которые торгуются на указанной бирже. Однако, поскольку эти продукты считаются сложными биржевыми деривативами, в соответствии с существующим режимом сложных продуктов, когда не было запросов или рекомендаций, посредники могут распространять их без соблюдения требования пригодности, но все же должны соответствовать существующим требованиям для производных продуктов (см. ниже). Посредники также должны проводить тест на знание виртуальных активов инвесторов, инвестирующих в эти продукты.

Другие биржевые производные продукты, связанные с виртуальными активами

Другие торгуемые на бирже производные продукты, связанные с виртуальными активами, независимо от того, торгуются ли они на Определенной бирже или нет, будут считаться сложными продуктами, если они не относятся к типу сложных производных инструментов, торгуемых на бирже, как указано в списке примеров простых и сложных продуктов, опубликованных на веб-сайте SFC10. Распространение этих биржевых производных продуктов, связанных с виртуальными активами, регулируется полным набором сложных требований к продукту и дополнительными мерами защиты инвесторов, изложенными в разделе «Дополнительные меры защиты инвесторов» выше. Блок-схема, иллюстрирующая факторы, определяющие, является ли продукт, связанный с виртуальным активом, сложным продуктом, представлена в Приложении 3 к циркуляру.

Циркуляр также напоминает посредникам о необходимости соблюдать ограничения на продажу в Гонконге и других юрисдикциях, которые могут применяться к конкретному продукту, связанному с виртуальными активами. Посредники обязаны соблюдать Часть IV SFO, которая запрещает предлагать населению Гонконга инвестиционные продукты, не разрешенные SFC. Посредники также должны знать, что ограничения на продажу, характерные для конкретной юрисдикции, могут препятствовать предложению продуктов, связанных с виртуальными активами, розничным инвесторам. Если продукты, связанные с виртуальными активами, распространяются на онлайн-платформе, они должны быть надлежащим образом спроектированы и иметь соответствующие права доступа и средства контроля для обеспечения соблюдения соответствующих ограничений на продажу.

Оценка пригодности продуктов, связанных с виртуальными активами

Посредники также должны соблюдать обязательства по обеспечению пригодности (где это применимо), дополненные часто задаваемыми вопросами SFC о пригодности11 и часто задаваемыми вопросами по инициированию обязательств по обеспечению пригодности12 (Часто задаваемые вопросы о пригодности), включая требования:

  • гарантировать, что любые сделанные рекомендации или ходатайства подходят для клиентов при любых обстоятельствах. В отношении продуктов, связанных с виртуальными активами, ожидается, что посредники тщательно оценят, подходят ли характер и особенности продукта (включая эффекты заемного капитала и риски, связанные с базовыми виртуальными активами) для клиента и в его интересах, с учетом склонности клиента к риску и финансового положения и т.д.;

  • обеспечить соблюдение пунктов 5.1A и 5.3 Кодекса поведения SFC для производных продуктов, связанных с виртуальными активами; а также

  • проводить надлежащую комплексную проверку продуктов, которая должна охватывать их риски и особенности (в частности, высокий риск, присущий базовым виртуальным активам), целевых инвесторов (включая применимые ограничения на продажу) и нормативный статус продуктов. Циркуляр налагает дополнительные обязательства должной осмотрительности на посредников, распределяющих несанкционированные средства виртуальных активов, которые изложены в Приложении 4 к циркуляру.

Дополнительная комплексная проверка в отношении неавторизованных фондов виртуальных активов

Комплексная проверка, которую должны проводить распространители неавторизованных фондов виртуальных активов, ранее изложенная в циркуляре SFC для посредников от ноября 2018 года: распределение средств виртуальных активов, теперь изложена в Приложении 4 к Совместному циркуляру HKMA/SFC о деятельности посредников, связанной с виртуальными активами. Это требует от посредников, распределяющих фонды виртуальных активов, которые не были уполномочены SFC для розничных предложений, проводить комплексную проверку фондов, их управляющих фондами и сторон, предоставляющих торговые и депозитарные услуги. Это требует, среди прочего, тщательного изучения учредительных документов фондов, заполнения анкеты должной осмотрительности и опроса управляющих фондами для получения более глубокого понимания вопросов, упомянутых ниже.

Необходимая посредническая комплексная проверка управляющих фондами

Посредники в первую очередь обязаны проводить общую комплексную проверку управляющих фондами, охватывающую:

  • их биографические данные, соответствующий опыт и, где применимо, послужной список их высшего руководства, включая их главных директоров по инвестициям, операциям, рискам и технологиям;

  • их нормативный статус, т.е. подлежит ли управляющий фондом какому-либо регулирующему надзору и его надежности; а также

  • история их соблюдения, например, принимали ли какие-либо регулирующие органы какие-либо дисциплинарные или нормативные меры против них.

Должная осмотрительность также должна быть проведена в отношении внутреннего контроля и систем управляющих фондами, охватывающих такие вопросы, как:

  • правильно ли разделены ключевые функции (такие как управление портфелем, управление рисками, оценка и хранение активов) и, если нет, существуют ли адекватные компенсирующие средства контроля для предотвращения злоупотреблений;

  • лица, которые могут передавать активы из фонда или хранителей, и действующие гарантии;

  • лица, ответственные за и процедуры сверки операций и позиций, в том числе частота проведения сверок;

  • методология и лица, ответственные за определение ценообразования и оценку обоснованности определяемой цены каждого виртуального актива; а также

  • меры, принятые управляющим фондом для снижения рисков отмывания денег и финансирования терроризма, особенно в отношении подписок, сделанных инвесторами фонда на виртуальные активы (где это применимо).

Также ожидается, что посредники проведут комплексную проверку ИТ-системы управляющих фондами (включая ее безопасность и управление доступом) и своих процедур управления рисками (включая лимиты концентрации, процедуры управления рисками контрагентов, меры по предотвращению убытков и стресс-тестирование). Ожидается, что политика управления рисками ликвидности управляющих фондами и их политика управления рисками в отношении других рисков, связанных с управлением фондами виртуальных активов (например, хакерские атаки или другие риски, связанные с технологиями), а также их план аварийного восстановления будут включены в комплексную проверку управляющих фондами со стороны посредников.

Обязательная юридическая экспертиза фондов

Вопросы, которые должны быть охвачены должной осмотрительностью посредников в отношении фондов, которые они предлагают распределить, включают следующие аспекты:

  • целевые инвесторы фонда;

  • список инструментов, которыми фонд намеревается торговать или инвестировать, а также любые ограничения на размер его виртуальных активов, выпущенных через первичное предложение монет (токены ICO), токены pre-ICO или другие неликвидные или трудно оцениваемые инструменты;

  • политика оценки фонда (особенно для токенов ICO, токенов pre-ICO или других неликвидных или трудно поддающихся оценке инструментов);

  • порядок хранения активов фонда, включая политику распределения активов, которые будут храниться в разных местах размещения, таких как биржи, депозитарии, горячие и холодные хранилища;

  • использование фондом кредитного плеча и деривативов;

  • целевой риск и доходность фонда в год;

  • ключевые риски фонда (со ссылкой на раздел «Информация для клиентов» Приложения 5 к проспекту);

  • аудиторы фонда и проверенные финансовые отчеты, включая информацию о том, получал ли фонд в прошлом аудиторское заключение с оговорками, и являются ли проверенные отчеты актуальными; а также

  • биржи, на которых торгуется фонд.

Обязательная посредническая проверка контрагентов фондов

Ожидается, что посредники, распределяющие фонды виртуальных активов, проведут комплексную проверку контрагентов, которая должна охватывать:

  • их правовой и регулятивный статус (т. е. регулируются ли они какими-либо органами власти, чтобы, среди прочего, заниматься хранением или торговлей виртуальными активами);

  • их опыт и послужной список в работе с виртуальными активами;

  • надежность их ИТ-систем (включая меры по управлению рисками кибербезопасности) и планы на случай непредвиденных обстоятельств; а также

  • их финансовая устойчивость и страховое покрытие, например, для покрытия потерь активов клиентов.

Предоставление информации клиентам

Параграф 5.3 Кодекса поведения требует, чтобы посредники, оказывающие услуги клиенту по производным продуктам, гарантировали, что клиент понимает характер продукта и риски, которые он влечет за собой, и имеет достаточную чистую стоимость, чтобы принять на себя риски и понести потенциальные убытки от торговли продуктом. Например, посредник, который предоставляет услуги по торговле фьючерсными контрактами на виртуальные активы, торгуемые на определенной бирже, должен убедиться, что клиент понимает, что торговля с кредитным плечом увеличивает подверженность клиента волатильности базовых виртуальных активов. Это связано с тем, что относительно небольшие движения рынка будут иметь пропорционально большее влияние на внесенную маржу, а сумма, которую клиент может потерять, может быть больше, чем сумма первоначальной внесенной маржи. Посредники также обязаны предоставлять клиентам предупреждения о фьючерсных контрактах на виртуальные активы, примеры которых приведены в Приложении 5 к совместному циркуляру.

Посредники должны проявлять осторожность при предоставлении клиентам каких-либо финансовых условий для инвестирования в продукты, связанные с виртуальными активами. Посредник, который предоставляет клиенту финансовое приспособление, должен убедиться, что у клиента есть финансовые возможности для выполнения обязательств, возникающих в результате использования заемных средств или маржинальной торговли продуктами, связанными с виртуальными активами, в том числе в наихудшем сценарии.

Посредники, распространяющие продукты, связанные с виртуальными активами, обязаны предоставлять своим клиентам четкую и понятную информацию о продуктах, связанных с виртуальными активами, и соответствующих инвестициях в виртуальные активы.

Посредники также должны предоставлять клиентам предупреждения, относящиеся к виртуальным активам. Они могут быть раскрыты на разовой основе. Примеры предупреждений приведены в Приложении 5 к циркуляру.

Сделки с виртуальными активами

Большинство платформ для торговли виртуальными активами в Гонконге и за рубежом в настоящее время не регулируются или регулируются только в целях ПОД/ФТ. SFC и HKMA обеспокоены тем, что на эти платформы могут распространяться более низкие стандарты регулирования, чем те, которые применяются к лицензированным SFC платформам для торговли виртуальными активами в соответствии с Документом с изложением позиции по регулированию платформ для торговли виртуальными активами от ноября 2019 года13. Они приводят пример платформ, на которые не распространяются правила, регулирующие хранение на горячих и холодных кошельках, страхование и управление закрытыми ключами. В случае взлома или мошенничества инвесторы могут понести значительные убытки. Если платформы расположены за границей, инвесторы также могут столкнуться с трудностями при возврате своих активов или подаче исков.

Чтобы обеспечить надлежащую защиту инвесторов, посредники теперь должны сотрудничать только с платформами торговли виртуальными активами, лицензированными SFC14, для предоставления услуг по торговле виртуальными активами одним из следующих способов:

  • знакомство клиентов с площадками для прямой торговли; или

  • создание омнибусной учетной записи на платформе.

Только посредники, имеющие лицензию или зарегистрированные для ведения регулируемой деятельности Типа 1 (сделки с ценными бумагами), могут предоставлять услуги по торговле виртуальными активами. Эти посредники должны соблюдать все применимые нормативные требования при предоставлении услуг по сделкам с виртуальными активами, независимо от того, являются ли соответствующие виртуальные активы ценными бумагами. Кроме того, эти услуги могут предоставляться только существующим клиентам посредников, которым они предоставляют услуги в регулируемой деятельности Типа 1.

Предоставление услуг по управлению виртуальными активами в рамках омнибусной учетной записи – Условия и положения

SFC будет предъявлять требования к поведению посредников, предоставляющих услуги по торговле виртуальными активами в рамках комплексной учетной записи, в качестве условий лицензирования или регистрации. Они изложены в Приложении 6 к совместному циркуляру и соответствуют требованиям SFC к лицензированным платформам для торговли виртуальными активами в соответствии с ее Документом с изложением позиции от ноября 201915 года в той мере, в какой они касаются выполнения посредниками дилинговой функции. Одно условие лицензирования или регистрации потребует от посредников соблюдения установленных положений и условий (Положения и условия). Например, посредникам разрешено совершать сделку для клиента только в том случае, если на счету клиента достаточно фиатных валют или виртуальных активов для покрытия этой сделки, и им запрещено предлагать своим клиентам какие-либо финансовые условия для получения виртуальных активов.

Запрет на предоставление услуг по вводу и выводу средств в виртуальных активах

В соответствии с Условиями посредники могут разрешать клиентам только вносить и снимать фиатные валюты со своих счетов и не могут разрешать им снимать или передавать виртуальные активы в любое время. Это направлено на минимизацию рисков, связанных с передачей виртуальных активов.

Предоставление услуг по продаже виртуальных активов в качестве агента по представлению – Условия

Соглашение с платформой, лицензированной SFC

Если посредник с лицензией типа 1 предоставляет услуги по торговле виртуальными активами в качестве агента-представителя, клиенты посредника будут подключены к платформе с лицензией SFC, которая откроет торговые счета на имена соответствующих клиентов, которые будут торговать напрямую через платформу. Посредники должны заключить письменное соглашение с платформой, лицензированной SFC, в которой излагаются их соответствующие обязательства в рамках соглашения о представлении.

Предоставление услуг по внедрению только профессиональным инвесторам

Посредники с лицензией 1-го типа, действующие в качестве представляющих агентов, должны знакомить только клиентов, которые являются профессиональными инвесторами, с платформой, лицензированной SFC. Посредникам не разрешается передавать заказы от имени своих клиентов на платформы или хранить какие-либо клиентские активы, включая фиатные валюты и клиентские виртуальные активы. Эти требования будут предъявляться к посредникам в качестве условий лицензирования или регистрации.

Услуги дискреционного управления счетом виртуальных активов

Дополнительные требования, изложенные в Предварительных условиях и положениях для лицензированных корпораций, которые управляют портфелями, инвестирующими в виртуальные активы, от октября 2019 года16 (Предварительные положения и условия), будут применяться к лицензированным корпорациям, предоставляющим услуги дискреционного управления учетными записями виртуальных активов, которые:

  • иметь заявленную инвестиционную цель для инвестирования в виртуальные активы; или

  • намереваются инвестировать или уже инвестировали более 10% своей валовой стоимости активов в виртуальные активы прямо или косвенно.

Зарегистрированные учреждения, намеревающиеся предоставлять услуги по дискреционному управлению счетом виртуальных активов, должны уведомить SFC и HKMA и должны будут соблюдать предварительные условия.

Если посредник с лицензией 1-го типа, предоставляющий услуги дискреционного управления счетами, уполномочен своими клиентами предоставлять услуги по управлению виртуальными активами на дискреционной основе в качестве вспомогательной услуги, посредник должен инвестировать менее 10% GAV портфеля клиента в виртуальные ресурсы.

Консультирование по виртуальным активам

Предоставление консультационных услуг по виртуальным активам является частью консультационной деятельности посредника и может повлиять на его пригодность для ведения регулируемой деятельности. Поэтому посредники должны соблюдать все нормативные требования, установленные SFC и HKMA, при консультировании по виртуальным активам, независимо от того, являются ли задействованные виртуальные активы ценными бумагами. Посредники могут предоставлять консультационные услуги по виртуальным активам только своим существующим клиентам, которым они предоставляют услуги в регулируемой деятельности Типа 1 или Типа 4.

Требования к ожидаемому поведению для консультационных услуг по виртуальным активам изложены в Приложении 6 к совместному циркуляру. В частности, посредники обязаны соблюдать обязательства по пригодности. Эти услуги могут предлагаться только профессиональным инвесторам, и перед тем, как посредник даст совет в отношении виртуальных активов, необходимо провести тест на знание виртуальных активов.

Если посредник оказывает консультационные услуги в отношении продуктов, связанных с виртуальными активами, он должен соответствовать тем же требованиям, которые применяются к распространению продуктов, связанных с виртуальными активами (как описано выше), и обеспечивать пригодность своих рекомендаций для конкретного клиента.

Реализация предлагаемого режима регулирования

6-месячный льготный период

SFC и HKMA предоставляют 6-месячный переходный период для посредников, уже участвующих в деятельности, связанной с виртуальными активами, чтобы они могли проверить свои системы контроля на соответствие обновленным требованиям. Посредники, которые в настоящее время не осуществляют деятельность, связанную с виртуальными активами, должны будут соответствовать обновленным требованиям, прежде чем предоставлять эти услуги.

Требование уведомления SFC и HKMA

Посредник, намеревающийся заниматься деятельностью, связанной с виртуальными активами, включая распространение продуктов, связанных с виртуальными активами, и предоставление услуг по торговле виртуальными активами, должен заранее уведомить SFC и HKMA.

Отдельный циркуляр HKMA о регулятивных подходах к взаимодействию уполномоченных учреждений с виртуальными активами и поставщиками услуг виртуальных активов

HKMA выпустило отдельный Циркуляр для уполномоченных учреждений об их взаимодействии с виртуальными активами и поставщиками услуг виртуальных активов17. В нем отмечается, что HKMA в настоящее время не предлагает запрещать УУ нести финансовые риски в отношении виртуальных активов, например, посредством инвестиций, кредитования виртуальных активов в качестве залога или разрешения своим клиентам использовать кредитные карты или другие платежные услуги для приобретения виртуальных активов. Это делается при условии, что УУ имеют адекватные средства управления рисками и что эта деятельность находится под достаточным контролем со стороны их высшего руководства.

Ожидается, что УУ проведут надлежащую проверку виртуальных активов, с которыми они будут работать. Ожидается, что они будут понимать правовую и финансовую структуру и технологию создания виртуальных активов, а также предысторию сторон, участвующих в работе схемы виртуальных активов, их механизмы управления рисками и происхождение любых виртуальных активов, которые они приобретают для инвестиций. На основе полученной информации УУ должны критически оценить свою подверженность различным типам рисков и принять соответствующие меры по снижению риска, такие как установление разумных ограничений на общую подверженность УУ виртуальным активам и применение консервативных соотношений кредита к стоимости виртуальных активов. Если остаточные риски остаются, следует выделить достаточный капитал с учетом преобладающих требований к капиталу для виртуальных активов.

ПОД/ФТ и риск финансовых преступлений

Клиенты, участвующие в деятельности, связанной с виртуальными активами, через свои банковские счета

УУ должны уделять особое внимание, если они узнают о клиентах, осуществляющих деятельность, связанную с виртуальными активами (например, о частых переводах средств на платформы виртуальных активов или с них), при мониторинге этих клиентов. Они должны стремиться понять характер транзакций, связанных с виртуальными активами, и, если есть основания для подозрений, подавать отчеты о подозрительных транзакциях в Объединенную группу финансовой разведки.

Банковские отношения с VASP

При установлении и поддержании деловых отношений с поставщиками услуг виртуальных активов (например, при открытии банковских счетов) УУ должны проводить оценки ОД/ФТ на основе рисков. В зависимости от характера отношений УУ может потребоваться дополнительная надлежащая проверка клиентов, аналогичная той, которая проводится для предложения соответствующих банковских или аналогичных услуг финансовым учреждениям, которые позволяют предоставлять продукты и услуги собственным клиентам финансовых учреждений.

Отдельный Циркуляр Страхового управления (IA) о подходах к регулированию в отношении виртуальных активов и поставщиков услуг виртуальных активов

28 января 2022 года Страховое управление (IA) выпустило Циркуляр для уполномоченных страховых компаний о подходах к регулированию в отношении виртуальных активов и поставщиков услуг виртуальных активов, напоминая уполномоченным страховщикам о необходимости соблюдать свои обязательства в соответствии с Руководством по управлению рисками предприятия (GL21) при оценке и устранениb рисков, связанных с деятельностью, связанной с виртуальными активами. В целом, GL21 требует, чтобы уполномоченные страховщики имели надежное управление и процессы для выявления и оценки своей подверженности риску, а также для мониторинга, управления и снижения своих рисков. В циркуляре изложены конкретные факторы, которые необходимо учитывать в отношении деятельности, связанной с виртуальными активами.

1 Совместный циркуляр SFC и HKMA о деятельности посредников, связанной с виртуальными активами (28 января 2022) https://apps.sfc.hk/edistributionWeb/api/circular/openFile?lang=EN&refNo=22EC10

2 Циркуляр SFC для посредников о распределении средств виртуальных активов (1 ноября 2018) https://apps.sfc.hk/edistributionWeb/gateway/EN/circular/doc?refNo=18EC77

3 Такие услуги могут включать в себя виртуальные активы, которые не подпадают под определение «ценных бумаг» согласно SFO.

4 Позиционный документ: Регулирование платформ для торговли виртуальными активами. (6 ноября 2019) https://www.sfc.hk/-/media/EN/files/ER/PDF/20191106-Position-Paper-and-Appendix-1-to-Position-Paper-Eng.pdf

6 Руководство по платформам онлайн распространения и консультирования (июль 2019 г.) https://www.sfc.hk/-/media/EN/assets/components/codes/files-current/web/guidelines/guidelines-on-online-distribution-and-advisory-platforms/guidelines-on-online-distribution-and-advisory-platforms.pdf

7 Параграф 15.2 Кодекса поведения SFC определяет «институциональных профессиональных инвесторов» как инвесторов в соответствии с пунктами (a)–(i) определения «профессионального инвестора» в разделе 1 Части 1 Приложения 1 к SFO.

8 Квалифицированные корпоративные профессиональные инвесторы — это корпоративные профессиональные инвесторы, прошедшие требования к оценке в соответствии с пунктом 15.3A и прошедшие процедуры, указанные в пункте 15.3B Кодекса поведения SFC.

9 Приложение 1 (критерии оценки того, можно ли считать клиента обладающим знаниями о виртуальных активах) https://apps.sfc.hk/edistributionWeb/api/circular/openAppendix?lang=EN&refNo=22EC10&appendix=0

10 Несложные и сложные продукты https://www.sfc.hk/en/Rules-and-standards/Suitability-requirement/Non-complex-and-complex-products. https://www.sfc.hk/en/Rules-and-standards/Suitability-requirement/Non-complex-and-complex-products

12 Часто задаваемые вопросы SFC по инициированию обязательств по обеспечению пригодности https://www.sfc.hk/en/faqs/intermediaries/supervision/Triggering-of-Suitability-Obligations/Triggering-of-Suitability-Obligations

13 Документ с изложением позиции: регулирование платформ для торговли виртуальными активами (6 ноября 2019) https://www.sfc.hk/-/media/EN/files/ER/PDF/20191106-Position-Paper-and-Appendix-1-to-Position-Paper-Eng.pdf

14 Это означает платформы, лицензированные SFC в соответствии с разделом 116 SFO в рамках, изложенных в Позиционном документе SFC от ноября 2019 года по регулированию платформ для торговли виртуальными активами.

15 Документом с изложением позиции от ноября 2019 (6 November 2019) https://www.sfc.hk/-/media/EN/files/ER/PDF/20191106-Position-Paper-and-Appendix-1-to-Position-Paper-Eng.pdf

16 Предварительные условия для лицензированных корпораций, управляющих портфелями, инвестирующими в виртуальные активы (октябрь 2019) https://www.sfc.hk/web/files/IS/publications/VA_Portfolio_Managers_Terms_and_Conditions_(EN).pdf

17Регуляторные подходы к взаимодействию уполномоченных учреждений с виртуальными активами и поставщиками услуг виртуальных активов (28 января 2022) https://www.hkma.gov.hk/media/eng/doc/key-information/guidelines-and-circular/2022/20220128e3.pdf

Данная новостная рассылка предоставляется исключительно в информационных целях.

Содержание данной статьи не является юридической консультацией и не может рассматриваться в качестве подробной рекомендации.
Передача или получение этой информации не подразумевают и не являются фактом установления законных взаимоотношений между Charltons и пользователем либо наблюдателем.
Charltons не несет ответственности за какие-либо информационные материалы третьей стороны, доступ к которым может быть получен через сайт.

Если Вы не желаете получать новостную рассылку, пожалуйста, сообщите об этом по электронной почте: unsubscribe@charltonslaw.com

Лучшая юридическая бутик-компания по сопровождению сделок 2021 года
по версии Asian Legal Business Awards

Dominion Centre,12th Floor
43-59 Queen’s Road East
Hong Kong

Тел: + (852) 2905 7888
Факс + (852) 2854 9596
www.charltonslaw.ru

Charltons — Законодательство Гонконга — 571 — 09 Февраля 2022
CH-019497 (Webpage Portal) | 2022-02-22 (Published) | 2022-02-22 (Updated)