Выбрать страницу
Законодательство Гонконга
Октябрь 2020
SFC проводит консультации о внесении изменений в Руководство по ПОД/ФТ для лицензированных корпораций

SFC проводит консультации о внесении изменений в Руководство по ПОД/ФТ для лицензированных корпораций

18 сентября 2020 года Комиссия по ценным бумагам (SFC) опубликовала консультативный документ с предложениями по внесению изменений в свое Руководство[1] по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма (для лицензированных корпораций) (Руководство по ПОД/ФТ для лицензированных SFC корпораций) и Руководство по предотвращению отмывания денег и финансирования терроризма, выпущенное Комиссией по ценным бумагам и фьючерсам для ассоциированных лиц. Консультации открыты до 18 декабря 2020 года.

Предлагаемые поправки преследуют следующие цели:

  • согласовать Руководство по ПОД/ФТ для лицензированных SFC корпораций с последними стандартами Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) по борьбе с отмыванием денег и противодействием финансированию терроризма (ПОД/ФТ), вместе с Руководством по подходу, основанному на оценке риска для сектора ценных бумаг, опубликованным FATF в октябре 2018 года (Руководство по риск-ориентированному подходу);[2]
  • рассмотреть некоторые области для улучшения, определенные в последнем отчете FATF, содержащем оценку Гонконга, опубликованном 4 сентября 2019 года;
  • способствовать внедрению в отрасли ценных бумаг мер ПОД/ФТ с использованием подхода, основанного на оценке риска; а также
  • включить в пересмотренные руководящие принципы соответствующие рекомендации, изложенные в циркулярах SFC для лицензированных корпораций и ассоциированных организаций по стандартам ПОД/ФТ в таких областях, как оценка институциональных рисков и сторонние депозиты и платежи, а также другие указания.
  1. Предлагаемые поправки для приведения в соответствие со стандартами FATF

    Ключевые предложения SFC по обновлению руководящих принципов заключаются в следующем:

    1. Оценка рисков

      1. Оценка институционального риска

        Поскольку надлежащая оценка институционального риска определена как краеугольный камень риск-ориентированного подхода корпорации к ПОД/ФТ, SFC предлагает формализовать руководство о том, как корпорации должны проводить оценку институционального риска, изложенную в Приложении 1 к Циркуляру SFC о соответствии требованиям ПОД/ФТ[3] от января 2017 года путем включения его в Руководство по ПОД/ФТ для корпораций, имеющих лицензию SFC, без существенных изменений.SFC также предлагает включить некоторые подробные инструкции, взятые из Руководства по риск-ориентированному подходу, в Руководство по ПОД/ФТ для лицензированных корпораций. Руководство по риск-ориентированному подходу требует, чтобы компании, работающие с ценными бумагами, применяли целостный подход к оценке институциональных рисков и рассматривали количественную и качественную информацию, полученную из соответствующих внутренних и внешних источников, включая оценки рисков и рекомендации, выпущенные FATF, межправительственными организациями, правительствами и властями.

        Также предлагается включить иллюстративные примеры в Руководство по ПОД/ФТ для лицензированных SFC корпораций, чтобы пояснить то, как подходить к оценке институционального риска таким образом, который соизмерим с характером, размером и сложностью бизнеса компании. Неисчерпывающий перечень иллюстративных индикаторов риска, связанных с факторами риска, которые могут указывать на более высокие или более низкие риски отмывания денег или финансирования терроризма, изложен в Приложении А к пересмотренному Руководству.

        В то время как корпорации, имеющие лицензию SFC, в настоящее время обязаны обновлять свои системы оценки институциональных рисков, SFC предлагает внести поправки в Руководство по ПОД/ФТ для лицензированных SFC корпораций, требуя, чтобы оценка институционального риска проводилась не реже одного раза в два года или чаще при возникновении особых событий, которые существенно влияют на бизнес лицензированной SFC корпорации и ее подверженность рискам. Примерами особых событий являются приобретение нового сегмента клиентов, запуск новых продуктов и услуг или существенное изменение операционных процессов корпорации, имеющей лицензию SFC.

      2. Индикаторы риска для оценки институциональных рисков и рисков клиентов

        В дополнение к оценке институционального риска, корпорации, имеющие лицензию SFC, также должны оценивать риски отмывания денег и финансирования терроризма (ОД/ФТ), связанные с клиентом или предполагаемыми деловыми отношениями, с тем чтобы применять чувствительную к риску должную осмотрительность в отношении клиента (CDD).SFC предлагает расширить список индикаторов риска, которые лицензированные корпорации должны учитывать, включив иллюстративные примеры, представленные в Руководстве по риск-ориентированному подходу, в Руководство по ПОД/ФТ для лицензированных корпораций. Расширение списка индикаторов риска направлено на оказание помощи лицензированным корпорациям в оценке риска на институциональном уровне и на уровне клиентов, а также на углубление их понимания более широкого диапазона индикаторов риска ОД/ФТ, которые могут повлиять на профили риска их деловой деятельности и клиентов.

    2. Снижение рисков

      1. Комплексная проверка трансграничных корреспондентских отношений

        Финансовые учреждения должны применять дополнительные меры должной осмотрительности и другие меры по снижению рисков к международным корреспондентским банковским отношениям и аналогичным отношениям в секторе ценных бумаг в соответствии с Руководством по риск-ориентированному подходу и Рекомендацией 13 FATF.SFC считает целесообразным применять положения о трансграничных корреспондентских отношениях к операциям с ценными бумагами, фьючерсными контрактами, а также к валютным контрактам с использованием заемных средств, учитывая, что Руководство по риск-ориентированному подходу применяется к таким инструментам в рамках широкого определения «ценных бумаг».

        Положения о трансграничных корреспондентских отношениях призваны гарантировать, что потенциальные риски ОД/ФТ, возникающие в результате управляемых клиентами транзакций в деловых отношениях между компанией и зарубежным финансовым учреждением, ведущим бизнес от имени клиентов, будут должным образом оценены и рассмотрены соответствующими мерами по снижению рисков.

        SFC также предлагает корпорациям, имеющим лицензию , применять определенные дополнительные меры должной осмотрительности, когда они устанавливают трансграничные корреспондентские отношения с зарубежным финансовым учреждением (предлагаемый пункт 4.20.5). Поскольку не все трансграничные корреспондентские отношения создают одинаковый уровень рисков ОД/ФТ, предлагаемое пересмотренное Руководство по ПОД/ФТ для лицензированных корпораций устанавливает соответствующие факторы риска, которые корпорации должны учитывать при оценке степени дополнительных необходимых мер в рамках должной осмотрительности (предлагаемый пункт 4.20.6). К ним относятся (среди прочего): цель трансграничных корреспондентских отношений, а также характер и ожидаемый объем и стоимость транзакций, а также типы основных клиентов, которые будут обслуживаться учреждением через корреспондентский счет, а также будут ли основные клиенты и их транзакции оцениваться финансовым учреждением как высокорисковые.

        Также предлагается, чтобы пересмотренное Руководство по ПОД/ФТ для лицензированных SFC корпораций включало более подробное руководство о том, как лицензированные SFC корпорации могут применять дополнительные меры должной осмотрительности с учетом риска (параграфы 4.20.7 — 4.20.11). Например, корпорации с лицензией SFC могут сначала получить информацию для оценки того, имеет ли финансовое учреждение адекватные и эффективные меры контроля в сфере ПОД/ФТ, с помощью анкеты комплексной проверки. Если обнаруживается, что трансграничные корреспондентские отношения сопряжены с высокими рисками, следует провести более глубокую проверку, такую ​​как обзор результатов независимого аудита, собеседования с сотрудниками по комплаенсу, выезд на места или запросы о назначении специального третьего лица для проведения проверки.

        В целях обеспечения соответствия стандартам FATF корпорациям, имеющим лицензию SFC, запрещено в соответствии с предлагаемым Руководством по ПОД/ФТ вступать или продолжать прямые или косвенные корреспондентские отношения с финансовым учреждением-оболочкой (финансовое учреждение, которое не имеет физического присутствия в юрисдикции, в которой он зарегистрирован или лицензирован, и где может не быть какого-либо руководства или штатного персонала, обладающего соответствующей квалификацией и достаточными знаниями в области ПОД/ФТ).

      2. Упрощенные и улучшенные меры в рамках подхода, основанного на оценке риска

        Текущее Руководство по ПОД/ФТ для корпораций, имеющих лицензию SFC, предоставляет несколько примеров упрощенных и расширенных мер, которые корпорации с лицензией SFC могут применять к клиентам или деловым отношениям с более низким и высоким уровнем риска. SFC предлагает расширить список иллюстративных примеров возможных упрощенных и расширенных мер с помощью дополнений, которые в основном взяты из Руководства по риск-ориентированному подходу, чтобы помочь лицензированным корпорациям усилить применение CDD с учетом рисков и текущих мер мониторинга.

      3. Индикаторы подозрительных транзакций и действий

        Поскольку риски ОД/ФТ, с которыми сталкивается сектор ценных бумаг, эволюционировали с появлением новых продуктов, услуг и методов транзакций, а также новых методов отмывания денег и финансирования терроризма, SFC предлагает обновить список индикаторов, предупреждающих о подозрительных транзакциях и деятельности, основанных на примерах из Руководства по риск-ориентированному подходу, применительно к сектору ценных бумаг Гонконга и наблюдениям SFC.Однако SFC напоминает корпорациям, имеющим лицензию SFC, что список иллюстративных индикаторов подозрительных транзакций и действий, содержащихся в Руководстве по ПОД/ФТ для лицензированных SFC корпораций, предназначен исключительно в качестве помощи лицензированным корпорациям и не должен применяться в качестве рутинного инструмента без какого-либо анализа или контекста. Кроме того, приведенные примеры не являются исчерпывающими. Корпорации, имеющие лицензию SFC, должны отслеживать любые другие важные индикаторы, которые, по их мнению, имеют отношение к профилям рисков своих клиентов и моделям их транзакций и деятельности.

      4. Сторонние депозиты и платежи

        SFC предлагает включить в новую главу Руководства по ПОД/ФТ рекомендации, данные лицензированным корпорациям и ассоциированным организациям в Циркуляре по сторонним депозитам и платежам, выпущенном 31 мая 2019 года[4], в отношении политик, процедур и средств контроля для снижения рисков ОД/ФТ, связанных со сторонними депозитами и платежами. Сюда входит общее руководство о том, что корпорации, имеющие лицензию , должны принимать все разумные меры для снижения рисков ОД/ФТ и обеспечивать наличие адекватных политик и процедур для обработки депозитов и платежей третьих лиц. Рекомендации из циркуляра будут включены без существенных изменений, за исключением введения упрощающего руководства о том, при каких условиях корпорации могут отложить завершение комплексной проверки платежей и депозитов третьих сторон.Согласно предлагаемым поправкам к руководству, отложение комплексной проверки допускается только в том случае, если:

        • можно эффективно управлять любым риском ОД/ФТ, возникающим из-за задержки с завершением проверки депозита третьей стороны;
        • необходимо избегать прерывания нормального ведения дел с клиентом; а также
        • проверка депозита третьей стороны должна быть завершена в кратчайшие возможные сроки после перечисления средств.

        SFC также предлагает корпорациям, имеющим лицензию , принять соответствующие политики и процедуры управления рисками, чтобы установить разумные сроки для завершения сторонней проверки депозитов и последующих действий в случае превышения установленных сроков. Если независимая проверка депозита третьей стороны не может быть завершена в разумные сроки, указанные в их политиках и процедурах, корпорации должны воздерживаться от проведения дальнейших транзакций для клиента и оценить, есть ли основания для подозрений в ОД/ФТ и рассмотреть возможность подачи отчета о подозрительной операции в Объединенную группу финансовой разведки.

  2. Другие предлагаемые поправки

    1. Лицо, предполагающее действовать от имени клиента (PPTA)

      В свете отзывов, получаемых время от времени от участников рынка, SFC считает целесообразным уточнить руководство относительно PPTA, предоставив дополнительные разъяснения.

      SFC стремится уточнить, что при определении того, является ли лицо PPTA, лицензированные SFC корпорации должны учитывать, может ли лицо рассматриваться как средство, способствующее осуществлению схемы ОД/ФТ, если будет обнаружена соответствующая учетная запись или транзакция, связанные с преступной деятельностью. Лицензированные корпорации должны идентифицировать и принимать разумные меры для проверки личности PPTA, а также полномочий лица действовать от имени клиента.

    2. Установление источника средств и источника доход

      В настоящее время в соответствии с Постановлением о борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма (глава 615 законов Гонконга) и Руководством по ПОД/ФТ для корпораций, имеющих лицензию SFC, клиенты, которые представляют более высокие риски ОД/ФТ (включая высокопоставленных лиц), подпадают под особые требования или дополнительные меры в процессе CDD. Для этого лицензированные корпорации должны установить источник средств или богатства клиентов, а иногда и то и другое.

      SFC предлагает включить дополнительное руководство в Руководство по ПОД/ФТ для лицензированных SFC корпораций, чтобы помочь лицензированным SFC корпорациям соблюдать существующие требования. Например, информация об источнике средств не должна ограничиваться знанием того, куда были переведены средства — лицензированные корпорации также должны понимать основную деятельность, в результате которой были получены средства, и получать соответствующую информацию, чтобы установить характер этой деятельности. Некоторые иллюстративные и не исчерпывающие примеры деятельности, генерирующей средства, приведены в пересмотренном руководстве и включают выплаты заработной платы и доходы от продажи инвестиций. Также приводятся иллюстративные и неисчерпывающие примеры информации и документов, которые могут быть использованы для установления источника богатства.

Комментарии к консультационному документу SFC

Предлагаемые поправки являются предметом двухмесячных общественных консультаций, которые завершатся 18 декабря 2020 года. Ответы принимаются по электронной почте, факсу, онлайн и по почте.

По почте:
The Securities and Futures Commission
54/F, One Island East,
18 Westlands Road, Quarry Bay,
Hong Kong
Re: Consultation on Revised AML/CFT Guideline

По факсу: (852) 2284 4660

По электронной почте: 2020_AMLconsultation@sfc.hk

Путем онлайн-подачи: http://www.sfc.hk/edistributionWeb/gateway/EN/consultation/

 

Данная новостная рассылка предоставляется исключительно в информационных целях.

Содержание данной статьи не является юридической консультацией и не может рассматриваться в качестве подробной рекомендации.
Передача или получение этой информации не подразумевают и не являются фактом установления законных взаимоотношений между Charltons и пользователем либо наблюдателем.
Charltons не несет ответственности за какие-либо информационные материалы третьей стороны, доступ к которым может быть получен через сайт.

Если Вы не желаете получать новостную рассылку, пожалуйста, сообщите об этом по электронной почте: unsubscribe@charltonslaw.com

Лучшая юридическая бутик-компания по сопровождению сделок 2021 года
по версии Asian Legal Business Awards

Dominion Centre,12th Floor
43-59 Queen’s Road East
Hong Kong

Тел: + (852) 2905 7888
Факс + (852) 2854 9596
www.charltonslaw.ru

Charltons — Законодательство Гонконга — 519 — 16 октября 2020