Выбрать страницу
Законодательство Гонконга
Июнь 2020
SFC вынесла публичный выговор и оштрафовала Guotai Junan на 25,2 млн. гонконгских долларов

SFC вынесла публичный выговор и оштрафовала Guotai Junan на 25,2 млн. гонконгских долларов

22 июня 2020 года SFC объявила, что она сделала выговор и оштрафовала компанию Guotai Junan Securities (Hong Kong) Limited (Guotai Junan) на 25,2 млн. гонконгских долларов за сбои системы внутреннего контроля и нарушения нормативных требований в связи с невозможностью минимизировать риски отмывания денег и финансирования терроризма в связи с переводом средств третьей стороной и размещением акций котируемой компании, а также невозможностью обнаружения и запоздалым сообщением об «отмывочных» операциях. Полная информация доступна в заявлении SFC о дисциплинарных мерах[1] на веб-сайте SFC. Ниже приводится краткое изложение основных вопросов регулирования.

  1. Отсутствие надлежащих гарантий для снижения рисков отмывания денег и финансирования терроризма в связи с переводом средств третьей стороной.

    SFC установил, что Guotai Junan не предпринял разумных мер для обеспечения наличия надлежащих гарантий для снижения рисков отмывания денег и финансирования терроризма в связи с переводом средств третьей стороной.

    1.1 Неспособность надлежащим образом отслеживать действия клиентов и тщательно проверять депозиты и снятие средств третьими лицами

    Guotai Junan была признана нарушившей пункт 5 (1) Приложения 2 Постановления о борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма (AMLO) и пункты 5.1, 5.10 и 5.11 Руководства по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма (AML Guideline) в связи с неспособностью надлежащим образом отслеживать действия клиентов и тщательно контролировать 15 584 депозитов/снятий со счетов третьих лиц на общую сумму около 37,5 млрд. гонконгских долларов в период с марта 2014 года по март 2015 года и еще 5 406 транзакций в период с июля 2015 года по июнь 2016 года.

    Деятельность, вызывающая подозрения о нарушениях Постановления о борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма

    Действия по счетам некоторых клиентов производились в таком виде, который согласно AML Guideline и внутренней политике Guotai Junan считается потенциально подозрительным, включая:

    1. частые переводы средств сторонним или неподтвержденным третьим сторонам или получения средств от них — 11 501 из 15 584 сторонних депозитов/снятий средств предположительно были сделаны между «друзьями», отношения которых было трудно проверить;
    2. транзакции совершались без видимой законной цели — несмотря на то, что клиентов просили указать причину для депозитов и изъятий третьей стороной, в приведенных причинах и отношениях часто не было достаточно деталей, чтобы сотрудники Guotai Junan могли понять цель перевода средств. Компания также безоговорочно приняла некоторые депозиты, по которым клиенты не предоставили никаких сведений о стороннем вкладчике и не смогли объяснить, почему они использовали свои счета в ценных бумагах для получения вкладов;
    3. случаи, когда источник средств был неясен или не соответствовал профилю клиента. SFC обнаружила случаи депозитов от третьих лиц, чьи данные не были подтверждены компанией. Другие снятия и переводы были несовместимы с заявленным чистым капиталом и/или годовым доходом клиентов;
    4. ненужная передача средств третьим лицам или от них или использование счетов в качестве канала для переводов. SFC установила, что с 7 по 15 мая 2014 года на один из 7 выбранных счетов было получено более 39 млн. гонконгских долларов от непроверенных третьих сторон, что значительно превысило заявленную чистую стоимость клиента; и
    5. крупные или необычные платежи наличными (например, в течение двух последовательных торговых дней, 22 денежных депозита на общую сумму более 2 млн. гонконгских долларов были внесены на счет одного из семи клиентов, отобранных SFC. Несмотря на политику Guotai Junan, согласно которой денежные средства в размере более 1000 гонконгских долларов не принимаются, крупные денежные депозиты, превышающие эту сумму, были утверждены, по-видимому, без запроса.

    Несмотря на эти предупреждающие знаки, Guotai Junan не смогла запросить дополнительную информацию о сделках или отметить их как подозрительные и сообщить об этом в юридический отдел и отдел соответствия. Guotai Junan только сообщила о подозрительных операциях по счету одного из семи выбранных клиентов в Объединенную группу финансовой разведки (JFIU). Компания выявила и сообщила JFIU о других подозрительных операциях на 7 клиентских счетах, отобранных SFC, только после того, как SFC направила соответствующие запросы и только через 6 месяцев – 1 год после совершения соответствующих транзакций.

    Постановления о борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма и Руководства по борьбе с отмыванием денег

    Поведение фирмы нарушило требования раздела 5 (1) Приложения 2 к AMLO и пунктов 5.1, 5.10 и 5.11 AML Guideline, которые требуют от лицензированных корпораций постоянного мониторинга их деловых отношений с клиентами, включая:

    1. мониторинг деятельности клиентов, включая наличные и безналичные операции, для обеспечения их соответствия характеру бизнеса клиента, профилю риска и источнику средств;
    2. выявление транзакций, которые являются сложными, крупными или необычными, а также схем транзакций без очевидной экономической или законной цели, которая может указывать на отмывание денег и/или финансирование терроризма;
    3. проведение соответствующих расследований, изучение предыстории и целей транзакций и (при необходимости) обстоятельств;
    4. своевременное сообщение о подозрительных операциях в JFIU; и
    5. документирование результатов проверок в письменном виде для оказания помощи соответствующим органам.

    1.2 Неспособность эффективно реализовать политики и процедуры AML и CTF

    Несмотря на наличие политики AML/CTF в отношении обработки и внесения депозитов третьими лицами, в Guotai Junan не было мер, обеспечивающих надлежащую и эффективную реализацию этих политик и соответствующих процедур. Были отмечены следующие недостатки:

    1. О подозрительных действиях на 7 клиентских счетах, выбранных SFC, не сообщалось ни сотруднику по надзору за соблюдением правил фирмы, ни ее сотруднику по отмыванию денег, как того требует политика фирмы. По-видимому, старшее руководство Guotai Junan не отслеживало, как оперативный персонал оценивал подозрительность транзакций. Инструкции по переводу и снятию средств третьей стороной проверялись руководителем операций только на разовой основе;
    2. Как правило, сотрудники не соблюдали требования политики фирмы, чтобы выяснить причины передачи третьей стороной и взаимоотношения между клиентами и получателями, а также документально не оформляли причины совершения соответствующего депозита или перевода третьей стороне. Guotai Junan не предоставила адекватных рекомендаций своим сотрудникам в отношении объема запросов, которые необходимо было сделать относительно причин передачи средств третьей стороне/ой и отношений клиентов с получателями;
    3. Был ряд случаев, когда причины снятия/депозита третьей стороной, отношения между сторонами и личность третьих сторон не были задокументированы, и эти упущения не были выявлены руководителем операций во время фрагментарных проверок;
    4. Внутренняя политика фирмы, согласно которой распоряжения по выводу средств третьей стороной не будут выполняться, если отношения клиента с третьей стороной и причины получения средств третьей стороной не были изложены в надлежащей форме, не были реализованы на практике; и
    5. Причины для внесения депозитов третьими лицами, как правило, были кратко изложены на бланках депозитов, что противоречит требованию внутренней политики, согласно которой операционный персонал должен документировать причины внесения депозита и отношения между клиентом и сторонним вкладчиком согласно Инструкции по вкладам третьих лиц.

    За период с июля 2015 года по июнь 2016 года SFC установила, что:

    1. из 4 034 депозитов третьих лиц в период с июля по декабрь 2015 года не было зарегистрировано ни одной личности вкладчика для 527 депозитов третьих лиц, а идентификация вкладчиков, их отношений с клиентами и причин депозитов отсутствовали как минимум для 13 вкладов третьих сторон; и
    2. из 1372 депозитов третьих лиц в период с января по июнь 2016 года 97 были сделаны посредством банковских переводов или чеков, несмотря на внутреннюю политику, согласно которой сторонние депозиты, сделанные посредством переводов, денежных переводов или чеков, не будут приняты.

    В руководстве по обучению персонала AML/CFT указано, что Guotai Junan не принимает формулировку «друг» в качестве объяснения перевода третьей стороны, однако это не нашло отражения в политике фирмы, и не было никаких мер, обеспечивающих ее реализацию на практике. SFC также установила, что оперативный персонал предоставил противоречивые доказательства того, кто одобрил сторонние депозиты/снятия. Более того, процедуры Guotai Junan не требуют от сотрудника по отчетности об отмывании денег играть активную роль в выявлении подозрительных операций, что противоречит пункту 7.21 AML Guideline.

    SFC установила, что эти несоблюдения нарушили раздел 23 Приложения 2 к AMLO и пункт 2.1 AML Guideline, который требует принятия всех разумных мер для обеспечения наличия надлежащей защиты для уменьшения рисков отмывания денег и финансирования терроризма и предотвращения нарушений должной осмотрительности и ведения учета требований в соответствии с AMLO. Неспособность идентифицировать сторонние депозиты, которые могут быть подозрительными транзакциями, также была признана нарушением пункта 5.1 AML Guideline.

    1.3 Неспособность ввести в действие письменные процедуры для идентификации депозитов третьих лиц

    Guotai Junan не смогла внедрить письменные процедуры для идентификации вкладов третьих сторон (в нарушение пункта 5.1 AML Guideline). Guotai Junan не смогла определить, что два депозита на общую сумму 38,2 млн. гонконгских долларов для подписки на акции в декабре 2015 года были получены от третьей стороны, при этом у фирмы не было письменных процедур для идентификации депозитов третьих лиц примерно до сентября 2016 года. Ранее политика фирмы требовала проверки личности третьих сторон только в том случае, если были идентифицированы депозиты третьих сторон, хотя не было процедур для идентификации таких депозитов третьих сторон.

    Guotai Junan заявила, что после 1 января 2016 года для чекового депозита копия чека будет получена у клиента с высоким уровнем риска или если сумма превысит установленный лимит для депозитов третьих сторон. Тем не менее, у компании не было письменных процедур по депозитным чекам и денежным переводам до сентября 2016 года, и даже тогда она просто требовала от обслуживающего персонала убедиться, что эмитент чеков совпадал с владельцем счета для чековых депозитов, а лица, совершающие денежные переводы, совпадали с владельцами счетов для банковских переводов.

    SFC установила, что несоблюдение соответствующих положений AMLO и AML Guideline, нарушило Общий принцип 7 и пункт 12.1 Кодекса поведения для лиц, лицензированных или зарегистрированных SFC (Кодекс поведения SFC). SFC требует, чтобы лицензированные корпорации соблюдали, осуществляли и поддерживали меры, соответствующие обеспечению соблюдения всех нормативных требований, применимых к ведению их коммерческой деятельности.

  2. Сбои, связанные с размещением акций листинговой компании

    Guotai Junan была самостоятельным глобальным координатором, букраннером и ведущим менеджером заявки на листинг на основной площадке Гонконгской фондовой биржи (HKEx). В январе 2016 года 21,338,000 акций размещенной компании были размещены Guotai Junan или через нее в отношении 5 лиц на общую сумму 28,2 млн. гонконгских долларов. Эти 5 лиц урегулировали свои ассигнования средствами, депонированными на их счета Guotai Junan от третьих лиц.

    2.1 Неспособность провести надлежащие расследования и должным образом изучить вклады третьих сторон

    Guotai Junan приняла 5 отдельных распоряжений по переводу средств на общую сумму 29, 103,610 гонконгских долларов от одной компании 29 декабря 2015 года. Каждое распоряжение по переводу содержало аналогичную рукописную записку с указанием Guotai Junan вносить средства на счета пяти лиц, при этом распоряжения не были подписаны этими лицами. В распоряжениях по переводу поясняется, что эти лица доверили дружественной компании депонировать средства от своего имени, поскольку они не могли приехать в Гонконг в соответствующее время. SFC обнаружила, что сторонние депозиты были необычными и подозрительными, поскольку:

    1. все пять лиц подали заявки на открытие счетов в ценных бумагах в Guotai Junan в один и тот же день;
    2. данные, указанные в формах открытия счетов об их занятости, доходах и собственном капитале, были идентичны;
    3. депозиты были сделаны в тот же день, когда были открыты счета, и той же третьей стороной; и
    4. суммы вклада значительно превышали годовой доход и чистую стоимость, заявленные каждым лицом.

    Несмотря на предупреждающие знаки, Guotai Junan приняла сторонние депозиты и осуществила переводы средств в соответствии с инструкциями по переводу без каких-либо запросов.

    2.2 Неспособность провести надлежащие расследования и должным образом изучить подписки лиц, размещающих средства

    Guotai Junan не провела надлежащих расследований и достаточного изучения подписок пяти лиц. Отдел фирмы по рынку акционерного капитала (ECM), отвечающий за обработку заявок на подписку пяти лиц, не проверял документы об открытии счета и не проверял источник средств, используемых лицами для расчета своих подписок. Соответствующий персонал не знал, что средства всех пяти лиц были переведены одной и той же третьей стороной.

    Несмотря на то, что предупреждающие знаки, связанные с операциями, вызывают подозрения относительно того, что владельцы бенефициаров реально владеют своими счетами и являются независимыми от размещенного эмитента, SFC обнаружила, что Guotai Junan не предприняла разумных шагов для проверки конечных бенефициарных владельцев счетов пяти лиц и их источника средств. Компания также опиралась на декларации о независимости лиц от котируемого эмитента без дальнейших запросов. Позже выяснилось, что трое из этих лиц были связаны с эмитентом и им было выделено 11% акций, размещенных в рамках международного транша, что превысило 10-процентный лимит на размещение акций, которые могут быть предложены сотрудникам нового эмитента (прошлым или настоящим) в соответствии с пунктом 7 Приложения 6 к Правилам листинга (Правила размещения ценных бумаг).[2]

    SFC обнаружила следующие нарушения:

    • Общий принцип 2 Кодекса поведения SFC требование действовать с должной квалификацией, тщательностью и старательностью, в наилучших интересах клиентов и честности рынка при ведении своего бизнеса;
    • Общий принцип 3 Кодекса поведения SFC, который требует от лицензированных SFC корпораций иметь и эффективно использовать ресурсы и процедуры, необходимые для надлежащего ведения своей деятельности;
    • Требование в соответствии с пунктом 5.1 Кодекса поведения SFC принять все разумные меры для истинной и полной идентификации каждого клиента;
    • Пункт 4.7.12 AML Guideline, согласно которому время от времени необходимо предпринимать шаги для обеспечения актуальности информации о клиенте, полученной в целях соблюдения требований надлежащей проверки клиента и ведения учета; и
    • Пункты 5.1, 5.10 и 5.11 AML Guideline и раздел 5 (1) Приложения 2 к AMLO.

    2.3 Неспособность обнаружить отмывочные сделки и позднее предоставление отчетности

    SFC установила, что Guotai Junan не смогла своевременно обнаружить в общей сложности 590 потенциальных отмывочных сделок в период с января 2014 года по июль 2016 года. До июня 2016 года у фирмы не было надлежащих письменных процедур или руководств по мониторингу отмывочных торговых операций. Нарушения также были связаны с техническими сбоями в системе мониторинга после совершения торговых операций, которая была внедрена примерно в декабре 2014 года. Эта система мониторинга после проведения торговли испытывала технические сбои в период с декабря 2014 года по июль 2016 года и, таким образом, не делала оповещений о подозрительных действиях. Сбои системы стали известны 30 июня 2016 года, и Guotai Junan стало известно о 210 потенциальных отмывочных сделках, однако до 10 февраля 2017 года об этом не сообщалось.

    SFC обнаружила, что такие нарушения противоречат Общим принципам 2, 3 и 7 и пунктам 12.1, 12.5 и 2.1.1 (b) Приложения 7 к Кодексу поведения . Пункт 2.1.1 (b) требует, чтобы лицензированные корпорации имели пост-торговый мониторинг для выявления манипулятивных распоряжений и транзакций. Guotai Junan также нарушила пункт VII.8 Руководства по управлению, надзору и внутреннему контролю за лицами, лицензированными или зарегистрированными , которое требует от руководства лицензированных корпораций устанавливать и поддерживать эффективные процедуры в отношении сделок и пересматривать процедуры для предотвращения или обнаружения ошибки, упущения, мошенничества и других несанкционированных или ненадлежащих действий.

  3. Дисциплинарное решение SFC

    SFC установила, что Guotai Junan совершила проступок, и что ее ошибки внутреннего контроля и нарушения нормативных требований поставили под сомнение пригодность компании и целесообразность оставаться лицензированной корпорацией.

    Принимая решение о дисциплинарных мерах, SFC учла ряд факторов, включая степень нарушений в сфере AML/CFT, длительный период несоблюдения и период времени, в течение которого потенциальные отмывочные сделки оставались незамеченными. SFC также учла требование о том, чтобы лицензированные корпорации сообщали SFC о неправомерных действиях сразу же после обнаружения, о необходимости отправки сообщения с целью предотвращения аналогичного проступка и незамедлительные меры по исправлению положения, предпринятые Guotai Junan.

Данная новостная рассылка предоставляется исключительно в информационных целях.

Содержание данной статьи не является юридической консультацией и не может рассматриваться в качестве подробной рекомендации.
Передача или получение этой информации не подразумевают и не являются фактом установления законных взаимоотношений между Charltons и пользователем либо наблюдателем.
Charltons не несет ответственности за какие-либо информационные материалы третьей стороны, доступ к которым может быть получен через сайт.

Если Вы не желаете получать новостную рассылку, пожалуйста, сообщите об этом по электронной почте: unsubscribe@charltonslaw.com

Лучшая юридическая бутик-компания по сопровождению сделок 2021 года
по версии Asian Legal Business Awards

Dominion Centre,12th Floor
43-59 Queen’s Road East
Hong Kong

Тел: + (852) 2905 7888
Факс + (852) 2854 9596
www.charltonslaw.ru

Charltons — Законодательство Гонконга — 506 — 29 июня 2020