Президент США издает указ о цифровых активах
9 марта 2022 года президент США Джозеф Р. Байден издал Указ об обеспечении ответственного развития цифровых активов (Исполнительный указ о цифровых активах), инициировав комплексный подход к регулированию и надзору за криптовалютой, направленный на достижение правильного баланса между возможностями и рисками криптовалют в настоящее время. В связи с постоянно растущими инновациями в цифровых активах и ростом интереса к новому классу активов и владения ими, Исполнительный указ знаменует собой переломный момент для криптовалютного ландшафта США, предписывая различным федеральным агентствам США принять единый подход к регулированию цифровых активов и консультироваться со своими международными коллегами в стремлении добиться международного сотрудничества в области надлежащего развития и регулирования цифровых активов.
Исполнительный указ также требует срочного исследования преимуществ и рисков цифрового доллара США, то есть цифровой валюты центрального банка США (CBDC), а также возможных вариантов его дизайна и развертывания. Также указ направлен на содействие ответственным финансовым инновациям, уделяя особое внимание равному доступу к безопасным и доступным финансовым услугам, снижению затрат на перевод средств и платежей, защите прав потребителей и изменению климата, а также противодействию использованию криптовалют в финансовых преступлениях. Исполнительный указ представляет собой широкомасштабные действия в шести основных областях: защита прав потребителей и инвесторов; финансовая стабильность; финансовое преступление; финансовое лидерство и конкурентное преимущество США; ответственные инновации; и финансовая эффективность и инклюзивность.
Цели текущей политики администрации США в отношении криптовалюты
Нынешняя администрация США заявила, что видит необходимость в разработке структуры, регулирующей использование цифровых активов, для защиты американских потребителей, инвесторов и бизнеса, защиты финансовой стабильности США и всего мира и снижения системных рисков, незаконных финансов и рисков национальной безопасности, связанных с неправомерным использованием цифровых активов. В указе также подчеркивается необходимость укрепления финансового лидерства США и предоставления США конкурентного преимущества перед другими странами в развитии криптовалют.
Однако, несмотря на то, что Указ о цифровых активах представляет собой важный шаг в усилиях США по устранению неравномерного регулирования цифровых активов, надзора и соблюдения требований, он сам по себе не вводит новую нормативно-правовую базу для цифровых активов. Вместо этого в нем содержится ряд политических заявлений и призыв к федеральным агентствам США подготовить серию отчетов на скоординированной основе.
Обоснование регулирования цифровых активов
Исполнительный указ о цифровых активах определяет шесть ключевых рисков, связанных с цифровыми активами:
-
Финансовые риски — без достаточного надзора и стандартов существует риск неадекватной защиты конфиденциальных финансовых данных, кастодиальных и других механизмов, касающихся активов и средств клиентов, а также недостаточного раскрытия рисков инвестирования в цифровые активы.
-
Системный риск — платформы для торговли цифровыми активами и поставщики услуг могут выходить за рамки существующих правил и надзора. Новые и уникальные способы использования и функции цифровых активов могут создавать дополнительные экономические и финансовые риски, которые необходимо устранить.
-
Незаконные финансы и риски для национальной безопасности: неправомерное использование цифровых активов может представлять собой риски незаконного финансирования, включая отмывание денег, киберпреступность и вымогательство, наркотики и торговлю людьми, а также терроризм и финансирование распространения оружия массового уничтожения. Цифровые активы также могут использоваться для обхода режимов финансовых санкций США и других стран и других инструментов и органов власти. Юрисдикции, которые не соблюдают международные стандарты регулирования цифровых активов в целях борьбы с отмыванием денег и противодействием финансированию терроризма (ПОД/ФТ), установленные Целевой группой по финансовым мероприятиям (ФАТФ), или неадекватно применяют эти стандарты, могут создавать значительные объемы незаконного финансирования и риски для США и мировой финансовой системы. Виновные в киберпреступлениях часто пользуются расхождениями между конкурирующими юрисдикциями для отмывания и ликвидации своих незаконных доходов. Без контроля для противодействия незаконному финансированию рост приложений децентрализованного финансирования (DeFi) и одноранговых платежей также может создать дополнительные риски для рынка и национальной безопасности в будущем.
-
Неравный доступ к безопасным и доступным финансовым услугам — многие американцы не имеют доступа к банковским услугам, а стоимость международных денежных переводов и платежей высока.
Координация между федеральными агентствами
Исполнительный указ о цифровых активах вводит межведомственный процесс с целью разработки скоординированного подхода к регулированию криптовалют. Участвующие федеральные агентства включают Федеральную резервную систему, Бюро финансовой защиты потребителей, Федеральную торговую комиссию, Комиссию по ценным бумагам и биржам, Комиссию по торговле товарными фьючерсами, Федеральную корпорацию по страхованию депозитов и Управление денежного обращения.
Предложение администрации Белого дома по цифровой валюте Центрального банка США (CBDC)
Исполнительный указ о цифровых активах предписывает срочное исследование потенциальных вариантов дизайна и использования цифрового доллара США, которое будет включать оценку преимуществ и рисков для потребителей, инвесторов и бизнеса; финансовая стабильность и системный риск; платежные системы; национальная безопасность; способность осуществлять права человека; финансовая доступность и справедливость; и действия, необходимые для выпуска CBDC США, если считается, что это отвечает национальным интересам.
Исполнительный указ о цифровых активах требует, чтобы министр финансов совместно с государственным секретарем, генеральным прокурором, министром торговли, министром внутренней безопасности, директором Управления управления и бюджета, директором национальной разведки и главам других соответствующих агентств представить отчет о будущем денег и платежных систем, включая условия, благоприятствующие внедрению цифровых активов, степень, в которой технологические достижения могут повлиять на их внедрение, и их последствия для финансовой системы США, платежных систем, экономического роста, финансовой доступности и национальной безопасности.
Исполнительный указ о цифровых активах также призывает председателя Совета управляющих Федеральной резервной системы продолжать исследования и составлять отчеты о том, могут ли CBDC повысить финансовую эффективность и снизить затраты платежных систем, изучить оптимальный протокол CBDC США и разработать стратегический план для Федеральной резервной системы (ФРС) и более широких действий правительства США по оценке основных шагов и требований для предлагаемого выпуска CBDC США. Председателю ФРС рекомендуется изучить, улучшит ли CBDC США способность денежно-кредитной политики эффективно функционировать в качестве критического инструмента макроэкономической стабилизации.
Исполнительный указ о цифровых активах также требует от генерального прокурора в консультации с министром финансов и председателем ФРС рассмотреть вопрос о том, необходимы ли законодательные поправки для выпуска CBDC США, и представить законодательное предложение на основе отчета, представленного министром финансов США, и любых материалов, выпущенных председателем ФРС.
Цифровые активы: график исследований и разработок в США
Указ о цифровых активах устанавливает ряд отчетов, которые необходимо подготовить, и сроки их предоставления, как указано в таблице ниже.
ОРГАН | ЗАДАЧА (И) | СРОК |
---|---|---|
CBDC США | ||
Секретарь казначейства | Изучить будущее денег и платежных систем | Отчет должен быть представлен в течение 180 дней (не позднее 5 сентября 2022 года) |
Председатель Федеральной резервной системы | Исследовать и разработать CBDC США и стратегический план ее выпуска. | N/A |
Генеральный прокурор | Оценить, требуются ли законодательные поправки для выпуска CBDC | Отчет должен быть представлен в течение 180 дней (не позднее 5 сентября 2022 года) |
Генеральный прокурор | Внести законодательные предложения на основе отчета министра финансов и любых материалов, опубликованных председателем ФРС. | Отчет должен быть представлен в течение 210 дней (не позднее 5 октября 2022 года.) |
Защита клиентов, инвесторов и бизнеса | ||
Секретарь казначейства | Изучить последствия цифровых активов и инфраструктуры финансового рынка и платежной системы для потребителей, инвесторов, предприятий США и для справедливого экономического роста. | Отчет должен быть представлен в течение 180 дней (не позднее 5 сентября 2022 года.) |
Директор Управления научно-технической политики | Оценить технологическую инфраструктуру, потенциал и опыт, которые потребуются для содействия и поддержки предлагаемой системы CBDC. | Отчет должен быть представлен в течение 180 дней (не позднее 5 сентября 2022 года.) |
Генеральный прокурор | Изучить роль правоохранительных органов в выявлении, расследовании и преследовании преступной деятельности, связанной с цифровыми активами. | Отчет должен быть представлен в течение 180 дней (не позднее 5 сентября 2022 года.) |
Генеральный прокурор, Председатель Федеральной торговой комиссии и Директор Бюро финансовой защиты прав потребителей | Определить, какое влияние рост цифровых активов может оказать на политику в области конкуренции. | N/A |
Председатель Федеральной торговой комиссии и Директор Бюро финансовой защиты прав потребителей | Рассмотреть возможность использования любых доступных мер по обеспечению конфиденциальности или защиты прав потребителей для защиты владельцев цифровых активов, а также определить необходимость принятия дополнительных мер. | N/A |
Председатель Комиссии по ценным бумагам и биржам, Председатель Комиссии по торговле товарными фьючерсами, Председатель Федеральной резервной системы, Председатель Совета директоров Федеральной корпорации страхования вкладов и Контролер валюты | Рассмотреть возможность использования любых доступных мер защиты инвесторов для снижения рисков, связанных с цифровыми активами, и определить необходимость принятия дополнительных мер. | N/A |
Директор Управления научно-технической политики | Изучить взаимосвязь между DLT и экономическими и энергетическими преобразованиями, потенциал этих технологий повлиять на усилия по борьбе с изменением климата, а также влияние этих технологий на окружающую среду. | Отчет должен быть представлен в течение 180 дней (не позднее 5 сентября 2022 года), а обновленный отчет должен быть представлен через 1 год после первоначального представления (не позднее 5 сентября 2023 года.) |
Укрепление финансовой стабильности, снижение рисков и целостность рынка | ||
Секретарь казначейства | Созвать Совет по надзору за финансовой стабильностью и определить конкретные риски для финансовой стабильности и нормативные пробелы, связанные с цифровыми активами, и предоставить рекомендации по снижению таких рисков. | Отчет должен быть представлен в течение 210 дней (не позднее 5 октября 2022 года.) |
Смягчение последствий незаконного финансирования и связанных с ним рисков для национальной безопасности | ||
Секретарь казначейства, Государственный секретарь, Генеральный прокурор, министр торговли, Секретарь внутренней безопасности, Директор Управления управления и бюджета, Директор национальной разведки и руководители других соответствующих ведомств | Оценить риски незаконного финансирования, связанные с цифровыми активами, включая криптовалюты, стейблкоины, CBDC, и тенденции использования цифровых активов незаконными субъектами. | Отчет должен быть представлен в течение 90 дней после представления Национальной стратегии по борьбе с терроризмом и другим незаконным финансированием |
Секретарь казначейства | Разработать скоординированный план действий на основе выводов по снижению рисков незаконного финансирования, связанных с цифровыми активами, и рисков национальной безопасности, рассмотренных в обновленной стратегии. | Отчет должен быть представлен в течение 120 дней после представления Национальной стратегии по борьбе с терроризмом и другим незаконным финансированием |
Секретарь казначейства | Уведомлять соответствующие агентства о любых ожидаемых, предлагаемых или потенциальных нормотворчествах для снижения рисков незаконного финансирования цифровых активов. | Отчет должен быть представлен в течение 120 дней после завершения Национальной оценки рисков отмывания денег, Национальной оценки рисков финансирования терроризма, Национальной оценки рисков финансирования распространения и обновленной Национальной стратегии по борьбе с терроризмом и другим незаконным финансированием. |
Международное сотрудничество и конкурентоспособность США | ||
Секретарь казначейства | Создать основу для межведомственного международного взаимодействия с иностранными партнерами для адаптации, обновления и расширения внедрения глобальных принципов и стандартов использования и транзакций цифровых активов, а также для разработки цифровых активов и технологий CBDC в соответствии с ценностями и правовыми требованиями США. | Отчет должен быть представлен в течение 120 дней (не позднее 7 июля 2022 года.), а отчет о принятых приоритетных мерах и эффективности должен быть представлен в течение 1 года после создания механизма (не позднее 7 июля 2023 года.) |
Министр торговли | Создать основу для повышения экономической конкурентоспособности США и использования технологий цифровых активов. | Отчет должен быть представлен в течение 180 дней (не позднее 5 сентября 2022 года.) |
Генеральный прокурор | Изучить, какие меры следует принять для укрепления международного сотрудничества правоохранительных органов в целях выявления, расследования и судебного преследования преступной деятельности, связанной с цифровыми активами. | Отчет должен быть представлен в течение 90 дней (не позднее 7 июня 2022 года.) |